Заметки из-за кордона-2

Верните невидимую руку рынка! 

Скажите, господа читатели, вам никогда не приходило в голову, что если где и есть капитализм с этой его невидимой, но всемогущей рукой рынка, то уж никак не в Европе? Впрочем, и не у нас тоже — а то мы этой рукой ка-а-ак дали бы по некоторым головам!

Да вот, чего далеко ходить за примерами: недавно стало известно, что Литва решила присоединиться к иску Польши в Стокгольмский арбитраж по поводу решения Еврокомиссии об антимонопольном иске в отношении «Газпрома». Суть дела в том, что вышепоименованные страны считают:  русские слишком дорого продают им газ.

Правда, Литва еще в 2012 году в том же Стокгольмском арбитраже предъявила «Газпрому» иск на 1,5 млрд евро, которые, по мнению Вильнюса, были переплачены за импортируемый в страну русское природное голубое топливо. И в том же году (с подачи Литвы и еще ряда стран:  Латвии, Эстонии, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Болгарии) по тому же обвинению антимонопольное расследование против «Газпрома» начала Еврокомиссия. Но в обоих случаях фактически выиграл «Газпром».

Однако Польша, а следом за ней Литва, как видим, не смирились — и вот новый иск, первоначально поданный  энергетической компанией PGNiG («Польске гурництво нафтове и газовництво»). Видимо, наши соседи справа и слева думают, что при нынешнем общеевропейском антирусском настрое Стокгольмский арбитраж устыдится, станет в единые евроряды и свое прежнее решение поменяет. Что, кстати, вовсе не исключено.

Но позвольте, капитализм у нас или нет? С детства помнится: благодетельная деятельность пресловутой руки рынка базируется на том, что спрос рождает не только предложение, но и цену предлагаемого.

Именно потому, когда возрастает конкуренция, то есть возрастает предложение, падает цена. И наоборот.

Ну, это как в анекдоте про всадника в пустыне, который пытался купить корм для своей животины у караванщика проходящего мимо каравана. Тот согласился, но запросил цену, многократно превосходящую рыночную. А когда всадник возмутился, мудро сказал, обводя рукой бескрайние просторы пустыни: «А ты походи по рынку, поищи подешевле!»

Иными словами, по сути, капитализм — это когда товар стоит столько, сколько за него можно получить. Ну, и в чем виноват «Газпром»? Нет, самом деле — представьте себе, что вы приходите в «Викторию» и заявляете, что ветчина и молоко сегодня, на ваш взгляд, дороги, а потому требуете скидки персонально для вас.

Думается, что если вам повторят ответ караванщика из анекдота, это будет верхом толерантности. Станете настаивать на своем — могут вывести, вынести или даже выкатить из магазина. А чего бы вы хотели — капитализм: можешь покупать — покупай, не можешь — не покупай, но только торговать не мешай.