Город-пробка, город-мечта

«Фантастическое неудобство» предсказал калининградцам глава города Александр Ярошук в связи с началом реконструкции улицы 9 апреля. Надеяться на скорое завершение работ не стоит

 

«Чтобы сделать улицу 9 апреля, мы уже отыграли контракт, он подписан. И на следующей неделе выходят строители работать. Я сразу хочу предупредить всех калининградцев, что будет перекрыта часть улицы 9 апреля и часть прилегающих улиц. Будет фантастическое неудобство. Это надолго — на год. Но, тем не менее, ее надо делать», — заявил мэр города в среду. Кроме того, Александр Георгиевич поделился трудностями, которые стояли на пути у этого проекта, который «то убирали, то мы вместе с губернатором боролись». В результате федеральное финансирование все-таки было получено. По словам главы города, работы могут начаться уже на этой неделе.

Надо сказать, что многочисленные транспортные проблемы вместе с достигшими неприличных размеров пробками в этом районе фиксируются уже не первый год. Особенно заметно это стало после открытия второй линии эстакады: автомобили, ласточками пролетающие по новому мосту, попадают в своеобразное бутылочное горлышко, образованное пересечением сразу нескольких улиц в районе Дома быта и общей узостью и малопроходимостью улицы 9 апреля. В результате все бонусное время, выигранное на эстакаде, начинает просто-напросто теряться в плотном автомобильном потоке, устремленном к площади Василевского.

Власть имущие проблему осознали давно: ремонтные работы, призванные если не вылечить болезнь, то несколько ослабить симптомы, городские власти запланировали в прошлом году и даже сформировали рабочую документацию, но зеленого света им дать не смогли, так как не нашли софинансирования. При этом еще в 2012 году министр развития инфраструктуры КО Александр Рольбинов обещал превратить 9 апреля в полноценную четырехполосную дорогу стоимостью аж 385 млн рублей с выходом к площади Василевского и улице Александра Невского. Впрочем, деньги на долгожданную реконструкцию нашлись только осенью.

Интересный момент: единственным участником торгов на проведение реконструкции улицы 9 апреля с ее продлением до перекрестка с улицами Невского, Черняховского, Литовским валом стало ЗАО «Дорожно-строительное предприятие», директором которого является депутат горсовета Калининграда Сергей Григоренко. Его фирма снизила максимальную цену контракта аж на сто рублей, так что сумма составила 381 млн 163 тыс. 470 рублей — не больше и не меньше. На эти деньги компания депутата за 15 месяцев должна будет провести ремонтно-восстановительные работы на километровом участке дороги — включая обустройство трамвайных путей, остановок, парковок, тротуаров, «зеленых зон» и прочей необходимой инфраструктуры. При этом в документации ни слова не сказано о велосипедных дорожках, хотя в свое время местная власть обещала не проводить масштабных дорожных работ без их обустройства.

Реконструкция улицы 9 апреля должна стать частью масштабной перестройки дорожно-транспортной системы Калининграда перед ЧМ-2018. В основных чертах запланированные перемены были определены еще весной прошлого года. Тогда круглый стол в горсовете собрал не только специалистов многочисленных комитетов, облдумы и управления ГИБДД, но и представителей общественности: ученых, экспертов, почетных граждан города. В частности — речь шла о создании системы магистральных трасс непрерывного движения. Часть из них в теории должна пройти по уже существующим улицам, например Московскому проспекту, для прокладки других придется кое-что снести. При этом основные маршрутные линии города должны будут сместиться из центра к окраинам.

Кроме того, дополнительная транспортная инфраструктура будет создана в районе нового стадиона, чтобы спортсмены и болельщики смогли беспрепятственно добраться до места проведения матчей из любой точки Калининграда.

Для увеличения пропускной способности прилегающих улиц предлагалось построить транспортные развязки на пересечении улиц Октябрьской и Дзержинского, на Московском проспекте и других подходах к острову. Скорее всего, в этом районе появятся новые линии общественного транспорта.

О перспективах развития дорожной сети говорил и Роман Миронов. Начальник управления градорегулирования подчеркнул своеобразную планировочную структуру города и относительно большое количество автомобилей. Одной из главных задач на ближайшее время чиновник определил строительство новых и реконструкцию уже существующих объектов транспортной инфраструктуры: улиц, мостов, наземных и подземных переходов и т.д. По словам Александа Пятикопа, в перечень реконструируемых объектов было внесено 35 улиц и 20 перекрестков. Присутствующие сошлись на том, что все будет зависеть от финансирования из федерального центра, так как в местной казне необходимые средства найти будет проблематично — и как в воду глядели.

В конечном итоге финансирование вроде как нашлось — в адресной инвестиционной программе на 2014 — 2016 годы. Речь в документе шла о капитальном ремонте четырех улиц: 9 апреля, Фрунзе, Литовского вала и Московского проспекта (от Литовского вала и до черты города). Таким образом, должен появиться единый транспортный узел, и транспортная схема в этом районе будет работать интенсивно — по крайней мере, на это рассчитывают власть имущие. Но если с реконструкцией улицы 9 апреля все более-менее понятно, то с другими магистралями возникают проблемы.

Еще прошлым летом главный архитектор города Вячеслав Генне объявил, что участок Литовского вала от Музея янтаря до Закхаймских ворот будет превращен в масштабный  туристический объект: мол, пропадает интересная ландшафтная территория. Довольно оперативно был разработан соответствующий проект. 80 гектаров земли, прилегающих к Литовскому валу, были разделены на зоны, каждая из которых, по замыслу разработчиков, должна была нести в себе определенную, полезную для города функцию. Большую часть, по задумке авторов документа, должен был занять возрожденный «зеленый пояс» Шнайдера — обширный парк с дорожками для прогулок, беседками и прочими пасторальными прелестями. Первой ласточкой грядущих перемен должна была стать реконструкция проезжей части, которую предполагается расширить и модернизировать. В частности — прозвучало предложение организовать вокруг Королевских ворот круговое движение и пустить по всему маршруту велосипедные дорожки. Вместе с реконструированной улицей 9 апреля и модернизированной площадью Василевского целый городской район смог бы забыть о транспортных проблемах. Увы, проект реконструкции Литовского вала так и остался проектом — привлекательным, но практически нереализуемым в нынешних условиях.

 

А вот о Московском проспекте нет-нет — да вспоминают, причем новости приходят не всегда положительные. Так, на этой неделе общественность возмутили планы городских властей снести два немецких дома для расширения перекрестка с Литовским валом. Сделать это нужно для строительства нового, довольно необычного арочного моста на остров Октябрьский, где будет построен (скорее всего) новый стадион. «На той части Литовского вала, которая ведет к реке, будут обустроены нормальные пешеходные тротуары и зоны безопасности», — отметил глава департамента строительства дирекции по подготовке к ЧМ-2018 Павел Саркисов. И все бы хорошо, вот только идея сноса самого старого из сохранившихся гражданских зданий Кенигсберга очень не понравилась представителям общественной организации «Прусское наследие». Там считают возможным организовать съезд к строящемуся мосту через Литовский переулок и улицу Черепичную  — или же вовсе перенести мост на запад и соединить его с улицей Ялтинской. Так или иначе, но ансамбль некогда существовавшей на этом месте Сиротской площади, и без того лишившейся значительной части былой красоты, не должен быть окончательно уничтожен. Губернатор Николай Цуканов оперативно отреагировал на ситуацию и заверил, что при реализации инфраструктурных проектов к ЧМ-2018 в Калининграде мнение жителей обязательно будет услышано.

«Уверенность, что какие-либо объекты будут снесены, преждевременна», — отметил в своем микроблоге глава региона. 

Надо сказать, что с этим районом тесно связан еще один масштабный проект —  новая эстакада «Восточная», которая протянется чуть ли не через весь город от улицы Молодой Гвардии через Московский проспект до улицы Муромской. Основная задача новой магистрали — соединить остров с остальной частью Калининграда, а заодно и несколько разгрузить напряженный трафик в центре. Непосредственно на строительство уйдет более 12 млрд, да и то если все пойдет как задумано, так что стоимость эстакады сопоставима со стоимостью нового стадиона. Концепция  «Восточной» предусматривает реконструкцию транспортной развязки в разных уровнях с Московским проспектом, строительство путепровода над Ялтинской, а также сооружение мостов через Старую и Новую Преголю. Предусмотрены и новые транспортные развязки на пересечении трассы с улицами Емельянова и Гагарина. Расчетная протяженность эстакады  — около 7,5 километра, предусмотрены 4 полосы с максимальной скоростью движения 100 км/ч. Впрочем, в целесообразности строительства столь дорогого инженерного объекта уже успели не раз усомниться: многие считают, что Октябрьский потеряет свою привлекательность сразу же после игр чемпионата, и тратить огромные деньги на проект просто бессмысленно. Против возведения «Восточной» говорит и инженерная сложность, вызванная плотной застройкой острова, и геологические особенности местности. Тем не менее областное правительство дало проекту зеленый свет.

Таким образом, если все пойдет как задумано, в ближайшие несколько лет сразу несколько центральных и взаимосвязанных магистралей будут частично или полностью закрыты на ремонтно-восстановительные работы. Учитывая, что ремонта требует и вторая линия эстакадного моста, и путепровод на аллее Смелых, а завершить обновление дорожно-транспортного комплекса кровь из носу необходимо к 2018 году, становится немного тревожно: сама мысль о том, что все это будет происходить в одно и то же время, вызывает экзистенциальный ужас. Многие годы проблемы зрели, но денег для их решения не было. Теперь деньги вроде как есть — а вот времени в обрез.

Какая из этих ситуаций хуже — вопрос философский. В прошлом номере нашей газеты мы предположили, что калининградцы в связи с отказом города от маршруток вынуждены будут ходить пешком. Что же, вполне возможно, что поголовно переходить к здоровому образу жизни нам все-таки придется — но уже потому, что город превратится в одну огромную пробку, выбраться из которой можно будет только на своих двоих.