На круги своя

4 июля депутаты окружного Совета Калининграда приняли решение, способное изменить политическую жизнь всего региона: спустя пять лет после разделения властных полномочий городского главы между исполнительной и законодательной властью в устав Калининграда была возвращена должность мэра. 

 

Для человека, далекого от организационных хитросплетений политической жизни Калининграда, это постановление окружного Совета вполне может показаться какой-то нелепицей: ведь у нас уже есть мэр, и все его хорошо знают - это Александр Георгиевич Ярошук. Попытка объяснить, чем же тогда в администрации города занимается сити-менеджер и зачем депутатам возвращать уже существующую должность, наверняка заведет бедолагу обывателя в тупик. Попробуем разобраться в этой запутанной истории.

Калининград-Кенигсберг за свою многовековую историю успел обзавестись богатой традицией городского управления. До 1724 года существовало три разных города: Кнайпхоф, Лебенихт и Альтштадт, каждый со своим бургомистром и городским советом. После их объединения введена должность бургомистра Кенигсберга - именно бургомистр был прообразом современного мэра.

После Второй мировой войны, когда область вошла в состав Советского Союза и получила новое имя, главой города стал председатель исполкома городского Совета. Нельзя сказать, что это была чисто номинальная должность: активный человек мог сделать на этом посту немало, но все-таки направляющая и руководящая сила в области была одна - обком КПСС. 24 декабря 1991 года, после роспуска компартии и смены политической системы, на должность главы администрации Калининграда был назначен Виталий Валентинович Шипов, который и стал первым мэром города. Впоследствии должность стала выборной: ее поочередно занимали Игорь Кожемякин, Юрий Савенко и наконец - Александр Ярошук.

Сложившаяся за два десятилетия структура городского управления была изменена в 2007 году: в декабре Александр Ярошук был избран главой городского округа «Город Калининград» (эту должность до сих пор по старинке называют «мэрской»). При этом впервые помимо поста выборного мэра, возглавляющего городской Совет депутатов (то есть законодательную власть), была введена должность главы администрации городского округа, отвечающего за власть исполнительную. Идею двухуровневой структуры власти подглядели на Западе, и даже название новой должности звучало на чужой манер - сити-менеджер.

Глава администрации, в отличие от главы окружного Совета, должен был не избираться на общегородском голосовании, а назначаться депутатами горсовета. Сторонники нововведения посчитали, что таким образом система управления городом станет более эффективной за счет того, что за каждое направление власти будет отвечать конкретное ведомство, возглавляемое конкретным человеком, что полностью соответствовало классической теории демократии, предложенной еще английским философом Джоном Локком в далеком XVII столетии.

Структура управления областным центром стала выглядеть следующим образом: законодательную власть представляет окружной Совет депутатов во главе со своим председателем - именно эту должность занимает сегодня Александр Ярошук. Ему подчинен ряд комиссий, разрабатывающих важнейшие вопросы развития города: финансы, строительство, медицину и так далее. При этом исполнительной властью городской глава не обладает - она сосредоточена в руках сити-менеджера, возглавляющего городскую администрацию; в его обязанности входит следить за воплощением в жизнь решений горсовета.

На первый взгляд, эта схема мало отличается от административного устройства, существовавшего до 2007 года, когда мэр возглавлял городскую администрацию, а независимый от него председатель Совета депутатов исполнял законодательные функции. Председателя избирали сами депутаты путем тайного голосования, и работал он на постоянной основе, а глава администрации занимал кресло мэра на пять лет в результате общегородских выборов. Но на самом деле двухуровневая система управления, вместо того чтобы развивать принцип разделения властей, фактически его уничтожает: с одной стороны, городской глава не может (а точнее - не хочет) стоять в стороне от процесса реализации своих решений и постоянно в него вмешивается, с другой - сити-менеджер назначается депутатами горсовета на срок продолжительностью два года, то есть исполнительная власть в данном случае напрямую подчинена законодательной. В итоге глава городской администрации вынужденно берет на себя роль некоего громоотвода, на которого в случае принятия непопулярных решений глава городского округа может сваливать все шишки.

 

Министр экономики в правительстве Георгия Бооса, Феликс Лапин, стал первым сити-менеджером Калининграда, но по истечении контракта свою должность покинул: отношения между генерал-майором в отставке и Александром Георгиевичем не сложились. Говорят, в силу того, что последний уж слишком активно вмешивался в решения главы администрации. Новый сити-менеджер - Светлана Мухомор - с притязаниями Ярошука, видимо, смирилась и до сих пор возглавляет администрацию, несмотря на острую критику со стороны как депутатов горсовета, так и общественности. В свое время именно глава городского округа помог Мухомор избавиться от приставки и.о. в названии ее должности - и Светлана Борисовна, судя по всему, добра не забыла.

Тем не менее вот уже пять лет не смолкают разговоры о том, что Александр Георгиевич своей ролью свадебного генерала крайне недоволен и ограничиваться лишь представительскими функциями не желает.

Вернуться к старой системе управления депутаты предлагали еще весной, но до конкретных решений дело дошло только сейчас: заседания постоянно откладывались для того, чтобы провести социологические опросы населения (по крайней мере, так утверждает сам господин Ярошук). Видимо, население дало добро: 2 июля в зале заседаний окружного Совета прошли публичные слушания на тему возвращения к старой системе управления. В них приняло участие лишь 55 человек, причем от областного центра пришло не больше 20 жителей. Отсутствовали многие депутаты, не было в зале и главы города. Тем не менее зампредседателя окружного Совета Андрей Шумилин слушания признал легитимными. Представители оппозиционных политических сил, среди которых были общественник Герман Бурнаев и депутат Виктор Трофимов, резко выступили против поправок, попутно рассуждая о том, что «Россия - невозможное полицейское государство, в нем невозможно говорить из-за усиления гнусного тоталитарного режима». Представители правящей партии выслушали громкие речи спокойно - и в итоге поступили так, как и собирались: 4 июля окружной Совет Калининграда без обсуждения принял поправки в устав города, объединив должности главы Калининграда и главы администрации и вернув в строй пост мэра. Спустя пять лет все возвращается на круги своя: мэр Калининграда будет представлять администрацию города, а законодательное собрание получит нового главу: Александр Ярошук уже успел заявить о том, что эти должности не будут совмещены.

Интересно, что восстановление должности мэра оценивают положительно не только представители власти, но и оппозиция: ее лидеры готовятся к выборам 14 октября и надеются в случае победы получить в свою руки реальную, а не номинальную власть. Конечно, победить будет крайне непросто: в ближайшем будущем «Единая Россия» определится со своим кандидатом, и большинство политологов делают ставку на Александра Ярошука. Сам городской глава времени не теряет: сразу же несколько печатных и интернет-изданий опубликовали на этой неделе отчет о деятельности Ярошука с 2007 по 2012 год. На представленные цифры любо-дорого смотреть: дороги ремонтируются, жилье строится, транспорт обновляется, газификация поселков проводится и так далее. Все это Александр Григорьевич скромно записал себе в заслуги, умолчав о пятимиллиардном дефиците бюджета, провалах в системе здравоохранения, полицейском беспределе и других малоприятных вещах - действительно, зачем лишний раз себя и других расстраивать? Как бы то ни было, но политическая борьба этой осенью обещает быть особенно жаркой - перспектива порулить Калининградом стала намного привлекательней.