Назад в 90-е!.. Или как делили и топили Морской торговый порт

Документ, на основании которого подготовлен первый материал многосерийной саги, попал в редакцию около года назад. Письмо с изложением многочисленных фактов расхищения капиталистического имущества было направлено в одну из правоохранительных организаций, но, судя по всему, горячие сердца и холодные головы оно не взволновало... 

До сегодняшнего дня витала иллюзия, что бывшие друзья разберутся, отбросят обиды и в одно из крупнейших областных предприятий будут возвращены многие сотни миллионов рублей. Однако же, как случается довольно часто, миллионы сделали участников атеистами, друзей - врагами, а расплачиваются за чужое шальное богатство полторы тысячи сотрудников ОАО «Калининградский морской торговый порт». Но обо всём по порядку. 

Бригада 
Казалось, что четверо друзей-владельцев ОАО «Калининградский морской торговый порт» (ОАО «КМТП») - самая сплоченная бизнес-команда в регионе. Дружба была проверена годами и передрягами, каждый член бригады учредителей играл свою роль: Владислав Дорофеев, бывший профессор КТИ, кандидат физико-математических наук, выполнял представительские функции, отвечал за стратегию; Андрей Колесник, бывший офицер спецназа ГРУ, контактировал с силовиками действующими и отставными, ставшими крупными чиновниками в Москве; Юрий Шитиков, бывший офицер КГБ, а ныне адвокат, решал юридические задачи предприятия; Владимир Калиниченко, профессиональный портовик, занимался текущей деятельностью порта и организацией перевозок. Довольно устойчивая конструкция, позволявшая неплохо зарабатывать, инвестировать в развитие предприятия: менять краны и погрузчики, перегружать новые типы грузов (так в порту появились контейнерные терминалы и цементное производство). Следует отметить, что калининградский порт - мелочь в российских транспортных масштабах (в лучшие времена перевалка составляла менее 5 миллионов тонн), плюс он все время подвергается стрессам при малейшем изменении тарифов или пограничных правил. Поэтому никто из крупных российских игроков на порт не посягал, друзья могли жить комфортно и довольно спокойно в Калининграде. 
Для большинства сторонних наблюдателей гром грянул в мае 2009 года, когда решением совета директоров ОАО «КМТП» Владимир Калиниченко был отправлен в отставку с поста генерального директора. Владислав Дорофеев, занявший его место, деликатно объявил журналистам, что, дескать, в порту ничего не меняется, а Владимир Калиниченко перешёл на работу заместителя гендиректора... Но из-за ширмы дипломатичности и вежливости скалился конфликт. К маю 2009 года состояние порта стало, мягко говоря, плачевным: грузооборот упал более чем вчетверо, произошли массовые сокращения работников, банки требовали немедленного возврата кредитов... Владислав Дорофеев и Андрей Колесник только тогда увидели то, чего старательно не замечали годами, доверив оперативное управление Калиниченко: кризис обнажил огромные пробоины в портовских финансах. Порт тонул. Предприятию были нужны 700 миллионов рублей, чтобы избежать банкротства... 
Сразу разрушим интригу: в 2010 году порт получил кредит в 540 млн руб., буквально вытащил себя за волосы из болота банкротства, Дорофеев и Колесник заложили всё свое имущество под этот кредит. Калиниченко продал долю в порту в самой нижней точке стоимости иркутской компании «Регион», но ищет хоть какое-то влияние в «КМТП»: масса «дочерних» интересов Владимира Калиниченко связаны с портом. Шитиков тоже продал долю, он попытался сохранить «нейтралитет» в конфликте друзей, правда, юридическое сопровождение Владимира Калиниченко он под собой сохранил. Бригада собственников распалась... Предприятие сегодня уже погасило четверть кредита и пытается нарастить грузооборот. Однако нас интересует человеческая трещина и мошенничество. 
На самом деле разлад в друзьях начался много ранее 2009 года. Причиной разлада стала не столько беспечность Дорофеева и Колесника, сколько стремление к власти Калиниченко. В 2005 году у него появился призрачный шанс попытаться избраться губернатором Калининградской области вместо безликого Владимира Егорова. Владимир Калиниченко поехал в Москву - заручаться поддержкой. Там его водили по кабинетам, государственно хмурили брови, покровительственно хлопали по плечу... Впервые гендиректор (на тот момент) порта выступал исключительно от своего имени и исключительно в своих интересах, вне бригады собственников порта. Окрылённый, он вернулся в Калининград и начал формировать личную команду. Личную, преданную себе. Опереться особо было не на кого: бывший на тот момент начальником транспортной милиции Александр Чаплыгин (ставший впоследствии главным федеральным инспектором по Калининградской области администрации президента), сменивший позже Чаплыгина генерал-майор транспортной милиции Александр Туривненко и... родственники. Именно дочь, зять, жена, сестра стали основой персональной команды Калиниченко. Позже, когда губернаторская власть оказалась недоступной (из-за отмены выборов, в первую очередь), родственники стали главными получателями богатства. Если не власть, то деньги. 

Миллионерами рождаются... 
Эскизом набросаем лишь несколько историй, сделавших семью Калиниченко очень богатыми людьми. Каждая из этих историй заслуживает отдельной публикации: в них есть драма, сюжет и нюансы. 
Эпизод первый: Танкер. В 2006 году ОАО «Калининградский морской торговый порт» являлось 100% учредителем компании «Портофлот» (позже переименованной в ООО «Калининградская морская судоходная компания» - «КМСК»). «Портофлот» (он же «КМСК») купил у норвежцев танкер «Измаил» за 1 млн 350 тыс. долларов. Танкер был в плохом состоянии, требовал капитального ремонта. Владимир Калиниченко считает правильным отремонтировать «Измаил» за деньги Торгового порта. И росчерком пера выделил практически беспроцентный займ на ремонт танкера. В том, что порт развивал дочернюю компанию, нет ничего предосудительного - это самое «предосудительное» случилось позже. По окончании ремонта при вводе танкера в класс Российского морского регистра «Измаил» стоил уже 3 млн 500 тыс. долларов и готов был бороздить просторы морей, перевозя нефть и принося прибыль, однако... К 2007 году стало очевидным, что «КМСК» - компания убыточная, она вряд ли сможет в короткий срок вернуть займ порту. Поэтому, дабы не гонять деньги попусту, принимается решение: отдать танкер «Измаил» порту. Во избежание ненужных вопросов со стороны налоговых и прочих контролирующих органов Владимир Калиниченко подаёт иск в арбитражный суд как бы сам на себя: порт обращается с иском к «КМСК» с требованием отдать танкер. Арбитраж закрепляет своим решением сделку и обязывает «КМСК» передать «Измаил» на баланс порта. И вот тут случается «момент иллюзии», как это называют фокусники: генеральный директор порта Владимир Калиниченко «забывает» принять танкер «Измаил» на баланс своего предприятия. Напомним, что все решения Калиниченко принимал самостоятельно и единолично: его никто не контролировал. А в 2009 году вдруг выясняется, что танкер давным-давно принадлежит оффшорной компании Baltic investment maritime company LTD. Более трёх лет оффшорка с успехом сдаёт его в аренду литовцам, зарабатывая приличные деньги. Есть один очень существенный нюанс: Baltic investment maritime company LTD (см. иллюстрацию на стр. 2) принадлежит гражданке Украины Лилии Владимировне Рыбак - родной сестре Владимира Владимировича Калиниченко. Так скромная женщина стала богаче на три с половиной миллиона долларов. 

Эпизод второй: Контейнеры. Ещё с начала 2000-х годов стало очевидным, что контейнерные грузы - самое сложное, но и самое выгодное из направлений портовой деятельности. Более того, оно активно развивалось в Калининградской области: предприятия всё активнее из-за рубежа получали в контейнерах комплектующие для своих производств. Владимир Калиниченко начал активно развивать это направление, привлекая грузы, обустраивая терминалы. Однако и в этой благородной деятельности со временем проступили нюансы. Калиниченко последовательно продвигал в порту интересы одного оператора контейнерных перевозок - ЗАО «ТБЛ-Логистика». Иные операторы просто не допускались в порт, а все грузопотоки перенаправлялись через «ТБЛ-Логистика». Своим развитием порт в Балтийске (прямой конкурент торговому порту в Калининграде) по сути обязан Владимиру Калиниченко: операторы, не желавшие работать через «ТБЛ-Логистика», искали иные площадки для своей деятельности. Но это не всё. По неведомым причинам торговый порт выдал в общей сложности 213 млн рублей займов (под 0,1% годовых, например) компании «ТБЛ-Логистика» без залогов или иного обеспечения. Теперь обещанные нюансы: фактическим руководителем компании «ТБЛ-Логистика» является Калиниченко Ольга Владимировна - дочь Владимира Владимировича, а единственным владельцем ЗАО «ТБЛ-Логистика» - оффшорная компания Interport Limited, зарегистрированная в Джерси. 
Эпизод третий: Цемент. Известно, что в Калининградской области собственного цемента нет, а стройки ведутся огромные: Приморское кольцо, БАЭС, ждём чемпионата мира по футболу и т.д. Цемент можно завозить по железной дороге из Беларуси, например, а можно - по морю. Реализованная идея постройки цементного терминала могла бы и должна бы принести порту серьёзные доходы. Но так, да не так. В марте 2008 года Владимир Калиниченко от имени торгового порта заключил договор с компанией «КалининградЦемент» о совместном строительстве и эксплуатации цементного терминала на территории порта. Терминал построен и заработал. Однако согласно подписанному договору «Калининградский морской торговый порт» обязан (!) передать все права на терминал «КалининградЦементу» сразу после регистрации объекта недвижимости. Единственным учредителем ООО «КалининградЦемент» является... очередная оффшорка KalininCement Holding B.V., зарегистрированная в Голландии. Таким образом, объект недвижимости с причалом и земельным участком на территории порта по-простому перешёл в собственность голландской оффшорки. 
Эпизод четвертый: Помещение. Этот пример не столь масштабен, он показателен. В декабре 2008 года ОАО «Калининградский морской торговый порт» в лице генерального директора Владимира Калиниченко покупает нежилое помещение площадью 516 кв. метров на улице Портовая у гражданина Топольницкого. Покупает за сущие копейки - 37 млн рублей с хвостиком. Порту в разгар кризиса, видимо, просто некуда было деть миллион евро, да и помещение приглянулось... Вот только есть нюансы: гражданин Топольницкий сам приобрел это помещение за неделю до того, как решился его продать, у ЗАО «ТБЛ-Логистика» (знакомое название) за 4 млн рублей. Неплохой вышел заработок у гражданина Топольницкого за неделю: 33 миллиона рублей. С хвостиком. Более того, абсолютно случайно гражданин Топольницкий оказался зятем Владимира Калиниченко, мужем Ольги Калиниченко, имеющей прямое отношение к руководству «ТБЛ-Логистикой»... 
Эпизод пятый: Комбинат. Здесь остановимся совершенно схематично. ОАО «Калининградский рыбоконсервный комбинат» (ОАО «КРК») - одно из крупнейших рыбоперерабатывающих предприятий региона. История взаимоотношений комбината с портом начинается в 2005 году, когда Владимир Калиниченко возвращается из столицы с поручением от «больших московских людей». Он принимает участие в покупке ОАО «КРК» за деньги банка «ВТБ». Покупка завершилась заведением уголовного дела, а банк «ВТБ» до сих пор вздрагивает до основания при упоминании этой истории, но рассказ о ней оставим для отдельного детектива. После множества перипетий реальные решения в отношении ОАО «КРК» стали принимать Владимир Калиниченко и его партнёр Константин Суслов. Суслов - личность примечательная, учредитель водочного завода «Итар», тесно связанного с поставками спирта из кавказских республик, но сейчас не о нём. Торговый порт умудрился одолжить рыбоконсервному комбинату 119 млн рублей. Казалось бы, этот-то заёмщик реальный - у него есть собственность, имущество, деятельность, обороты... Однако, видимо, сработал принцип: если уж не отдавать деньги, так все. Дабы не платить кредиторам, было принято простое и отработанное решение: в 2010 году всё недвижимое имущество, находившееся на балансе ОАО «Калининградский рыбоконсервный комбинат», было передано ООО «Калининградский рыбоконсервный комбинат». Разница в названии в одну букву, а уже другое предприятие... 

Вместо эпилога 
Описанные пять эпизодов - это лишь иллюстрации одного большого «кидка». Явления, свойственного разгулу 90-х. Сегодня деньги не исчезают, репутацией дорожат, а уж если вывозят имущество в Лондон, то после «чистых» продаж... К сожалению, в нашей истории чудачества одного человека нанесли урон крупному областному предприятию, отбросили его назад в развитии. Самое главное, - деньги «кидка», все эти миллионы, вряд ли сделали Владимира Калиниченко счастливым и независимым, он оказался обречён на длинные разбирательства и тяжбы, был изгнан из предприятия, на котором проработал большую часть сознательной жизни. Остался один.