Просто недоработки: что успела сделать экс-глава минздрава Людмила Сиглаева

Врио министра здравоохранения Калининградской области Людмила Сиглаева подала в отставку в понедельник после того, как правительственная делегация под руководством врио губернатора Антона Алиханова обнаружила массу проблем во время выезда в Калининградскую областную клиническую больницу и будущий центр женского здоровья на ул. Иванникова. Редактор вспомнил, чем проявила себя врио министра за полтора года работы на своем посту.

«Да, я ухожу. Я сегодня работаю последний день. Ничего не произошло, просто есть недоработки, которые я не смогла проконтролировать. Есть такое решение, и я полагаю, что оно должно быть правильным. Это не только мое решение, это решение и руководителя в том числе», — сообщила Людмила Сиглаева корреспонденту после того, как официальная информация о ее отставке появилась на сайте правительства.

Любопытный момент — ранее врио губернатора Антона Алиханова уже спрашивали про возможную отставку Сиглаевой из-за проблем с работой онкологической службы. Он заявил, что «далек от мысли, что она является причиной тяжелой ситуации в онкологии» и «увольнять её за это — большая натяжка». «Эта ситуация, конечно, на неё сейчас должна влиять, но она точно сложилась не по её вине, Людмила Михайловна работает», — сказал врио губернатора в ноябре 2016 года. В марте 2017 года новый врио вице-премьера по социальной политике Илья Баринов пообещал, что революций не будет, в том числе и в кадровом вопросе.

В понедельник на брифинге по итогам выезда Алиханова в больницы журналисты поинтересовались у врио губернатора, будут ли сделаны определенные кадровые решения после того, что врио увидел в больнице и диспансере. «Посмотрим», — уклончиво сказал он. А уже спустя пару часов появилась информация об отставке врио министра. Сам же Алиханова через своей телеграмм-рупор (канал для СМИ в мессенджере Телеграмм) сообщил: «Я предметно разбирался в проблемах калининградского здравоохранения более полугода. После многочисленных попыток движения в прежней кадровой системе координат могу констатировать: назрели перемены. Калининградцы заслуживают лучшего здравоохранения. Без обновления в региональном Минздраве и корпусе главных врачей у нас этого не получится».

Людмила Сиглаева стала пятым по счету министром здравоохранения в правительстве экс-губернатора Николая Цуканова — он назначил ее на пост главы минздрава в октябре 2015 года. До этого Сиглаева руководила Городской станцией скорой помощи. За несколько лет до назначения на министерский пост она успела поработать заместителем министра здравоохранения, но ушла из правительства из-за конфликта, связанного с закупкой дорогостоящего оборудования. Как утверждали источники, она не хотела брать не себя всю ответственность за приобретение томографов и прочих недешевых аппаратов.

Медицинское сообщество и общественники связывали с кандидатурой Сиглаевой определенные надежды на изменение ситуации в здравоохранении к лучшему. Однако депутат областной Думы Михаил Чесалин в 2015 году предупреждал, что из-за существенного недофинансирования здравоохранения (около 1,2 млрд рублей, по подсчетам Чесалина) сделать новому министру вряд ли что удастся.

На первой пресс-конференции глава минздрава пообещала выстроить работу таким образом, чтобы система здравоохранения могла работать на тех кадровых и финансовых ресурсах, которые имелись на то время. Также она начала с активной работы с общественностью — согласилась выслушать представителей общественного совета при минздраве, которые рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются родители при госпитализации детей.

При Людмиле Сиглаевой резко обострилось общественное напряжение вокруг проблемы с онкологической помощью. Достоянием читателей стала история жителя Калининграда, который так и не смог получить помощь в областной клинической больнице. Однако в минздраве заявляли, что виноват сам скончавшийся пациент, поскольку не вовремя обратился к врачу. При этом, как утверждали собеседники, недоступность онкопомощи в регионе носила массовый характер. Минздрав согласился обсудить проблему только после того, как в социальных сетях начало массово распространяться письмо о «не всегда легальной» системе оказания онкологической помощи.

Новый главврач онкодиспансера Александр Кравченко (сейчас он претендует на пост врио министра здравоохранения) разработал приказ оказания медпомощи онкологическим пациентам, который требовал исполнения жестких сроков исследований и консультаций. Однако приказ Сиглаева подписала лишь в феврале 2017 года, когда был назначен новый врио по социалке Илья Баринов. Также только после приезда Баринова было принято решение перевести на круглосуточный режим работы аппараты МРТ и КТ. Врио губернатора Антон Алиханов откровенно заявил, что талонами на обследование на МРТ и КТ в регионе торговали и что это «притча во языцех».

В марте депутат Госдумы Александр Пятикоп обнародовал свою переписку с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой, из которой стало ясно, что строительство онкоцентра в регионе тормозит, в том числе, из-за долгих согласований позиций федерального ведомства с областным минздравом. «Складывалось ощущение, что нашему министерству онкоцентр не нужен, и областной больнице он не нужен, что всех все устраивает. Возможно, потому что на этом можно было зарабатывать — предлагая „помощь“ онкобольным вне очереди, — утверждал источник в правительстве. — А ведь на самом деле наладить работу, первичную диагностику можно уже сейчас».

Куда направится Людмила Сиглаева после отставки, пока неизвестно. По одной из версий, она вернется на прежнее место — главврачом Городской станции скорой медицинской помощи. Тем более конкурс на замещение должности главврача не состоялся, а бывший главврач Иван Марчук отозвал свою кандидатуру.

Очевидно, что проблем в региональном здравоохранении меньше не стало. Вероятно, это произошло, в том числе, из-за проблем с недофинансированием системы. Но нельзя не замечать и очевидные недостатки — кадровую чехарду в руководстве медучреждениями, проблемы с оказанием онкопомощи, отсутствие внятной программы по привлечению врачей в область. Впрочем, не стоит забывать, что до Сиглаевой с этими проблемами не смогли справиться четыре предыдущих министра здравоохранения. Так что, возможно, проблема вовсе не в конкретной персоналии министра.