Заметки из-за кордона-1

Эксклав в России меньше, чем эксклав. Это потому, что наша область — полуэксклав. С одной, парадной, лицевой стороны (той, где порт, курорты и облстолица) она выходит на море, где хоть условная, но все-таки хоть какая-то граница с метрополией есть. А вот к нашим европейским соседям регион мудро повернулся (как бы это потолерантнее сказать)… своей провинциальной частью.

И тем не менее в прибалтийском окружении только успевай оглядываться и вглядываться: не ровен час!.. Хотя, вероятно, оно и лучшему: лицом к лицу — лица не увидать, а взгляд из эксклава — по политическим ли причинам, по географическим ли — всегда с некоторого расстояния. Может, тем и интереснее?

Игра в политбоулинг

И хочется, и колется

Довелось мне тут на днях познакомиться с одним документом, названным — ни много ни мало — «концепцией Прибалтийской стратегии России» Нет, это не официальный документ РФ или какого-нибудь российского министерства, а всего-навсего доклад некоего информационного агентства.

evroregionИ тем не менее, казалось бы, ну, наконец-то! Лиха беда — начало. Уж нам, в Калининграде, как мало кому и где в России очевидно, что какой-либо внятной стратегии по отношению к Балтии, и в частности — к своему эксклаву, у метрополии нет. Если не считать за таковую представление, что Калининградщина — обычная область РФ, а какие-то государства между ней и остальной РФ — это малосущественное географическое недоразумение. А то, что наш регион волей-неволей входит в «Еврорегион Балтика», как бы не считается.
Однако отдельные пассажи из «Концепции…» наводят на мысли о своеобразном пробном шаре: авторы документа мало что выдумали сами — скорее озвучили некоторые хотелки и пожелания, причем точно не российские. Мол, если проглотится — получится чуть приоткрытое окно Овертона. А там покатит…

Да вот, например (цитирую): «Таким образом, становится очевидной необходимость скорейшего налаживания свободных экономических и логистических связей области с остальной частью страны. В противном случае экономический, а следовательно, и политический дрейф региона в сторону ЕС неизбежен».

И понятно — почему: «Следует отметить, что в сложившихся условиях для ряда местных жителей такая идея выглядит достаточно привлекательной. Прежде всего как возможность улучшить уровень жизни “до европейского”».

«Такая идея» (точнее — идеи) – это, чтоб вы понимали, присоединение Калининградщины к Польше, передача в состав ФРГ или образование самоуправляемого региона ЕС под германским протекторатом. Короче, такой совет тому, кто заинтересован: хотите «экономический и политический дрейф» Калининградщины в ЕС — затрудняйте ей экономические и логистические связи с Россией!

Реагировать можно по-разному

Идея нагадить Москве через эксклав, прямо скажем, не новая. Время от времени отдельные горячие головы за рубежами Калининградщины начинают шантажировать нас блокадой области — то полной, то железнодорожно-автомобильной, то газовой, то электрической…

Не на уровне государств, конечно, а в частном порядке, ибо оные государства резонно опасаются, что Россия может счесть любое такое действие сильно недружественным актом, больше того, упаси господь, — «казусом белли», виновным в котором в глазах даже Европы окажутся именно прибалты.

Но если счесть такие заявления за пресловутый пробный шар, то реакция метрополии не радует. Центр реагирует, но только от обороны: шантажируют газом — строит у нас терминал, шантажируют электричеством — сеть ТЭС, шантажируют транспортной доступностью — разрешает три парома вместо одного…

parom1Хотя, возможно, заяви Москва громко и четко, что любая попытка блокады Калининградщины будет считаться актом агрессии против РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями — это бы охладило многих горячих и резких прибалтийских парней. Да и у правительств Балтии поубавилось бы соблазна пугать россиян.

Но это мечты. А пока игра в боулинг пробными шарами на бескрайних балтийских берегах между Питером и Калининградом процветает.

Да вот, например: в Литве возникает, казалось бы, сугубо внутренний конфликт. Литовская железнодорожная компания — перевозчик LGC Cargo намерена подать жалобу в Еврокомиссию на Литву, чтобы получить право перевозить грузы из Латвии и Белоруссии в Калининград.

А государство, как вы понимаете, ей не разрешает. Оно и понятно: с чего это небогатая Литва отдала бы частнику такой жирный кусок, как калининградский транзит? Который к тому же и рычаг давления на большого и страшного соседа?

Но как это объясняется и бизнесу и Европе! По словам заместителя министра коммуникаций и транспорта Литвы Ричардаса Дягутиса, транзитные перевозки, особенно из/в Калининградскую область, находятся в Литве под особым контролем — такие перевозки могут осуществлять только государственные предприятия. По словам чиновника, перевозка любых грузов и пассажиров с территории России несут в себе определенные риски и даже угрозу национальной безопасности.

Типа: кто их знает, этих русских, — может, они там «Новичок» ведрами или атомные бомбы навалом перевозят? Короче, опять пробный шар: промолчит Россия — и можно будет громко жаловаться на опасности и тяготы Калининградского транзита, вымогая за это всякие ништяки и у ЕС, и у РФ. Маленькое, но неглупое теля двух маток сосет. Особенно если ему это позволяют.