Заметки из-за кордона-19

Длина языка как фактор политики

Историческая байка: как-то А.В. Суворов вызвал к себе одного скандального офицера, перессорившегося со всем полком, и спросил того, кто его главный враг. Тот стал перечислять однополчан. «Нет, — прервал Суворов, — язык твой — враг твой!»

propastИ одна история из жизни: как-то скандальная болонка из моего подъезда пыталась ухватить за штанину случайного прохожего и, вполне естественно, была легонько пнута. Хозяйка собачки подняла ор, обвиняя прохожего в собаконенавистничестве и бесчеловечности. «А пусть не бросается на людей!» — ответил прохожий.

Но это так, присказка. А теперь по делу: среди множества определений политики есть и такое: политика — это всегда выбор. Сиюминутного или перспективного, правого или левого, выгодного здесь и сейчас или выгодного потом… Короче, по жердочке над пропастью: шаг вправо, шаг влево — полет.

К сожалению, далеко не все политики это понимают. Вот, например, Литва, а в частности ее совсем недавний президент госпожа Грибаускайте. Сравнить ее с вышеупомянутыми офицером или болонкой было бы нетолерантно (гранд-дама все-таки), но что-то общее между ними тем не менее есть.

Возьмем отношения Литвы с ее соседкой, Белоруссией. Вряд ли на кого-нибудь (кроме разве что Владимира Путина и РФ) вылили из Литвы столько грязи и помоев, сколько на РБ и ее президента. Постоянный визг литовцев по поводу строительства БелАЭС у всей Европы в ушах звенит!

Но здесь прибалтов хоть понять можно: их жаба душит. Свою-то прекрасно работавшую АЭС, Игналинскую, они просохатили и теперь платят втридорога! А вот другой пример межгосударственных отношений этих стран иначе, чем просто политидиотизмом, не назовешь.

gribuskajteОказывается, недавно Белорусское ОАО «Белтрубопроводстрой» выиграло тендер на строительство 165-километрового газопровода между Польшей и Литвой. Но литовское правительство подписывать этот контракт запретило, ибо он… с Белоруссией!

Может, трубы у сябров нетолерантные, может, сваривают они их некошерно, а то и гостайну состава правильного литовского газа узнать могут — бог весть, но факт налицо: белорусов до такой тонкой работы не допустили. И подобных примеров в РБ помнят много…

Ну и, естественно, последовала ответка: президент РБ Лукашенко заявил: «Если какие-то страны нас не понимают и не воспринимают в этом плане и это влияет на экономику Беларуси, конечно, мы будем искать лучшие варианты». А у Александра Григорьевича слова с делами не расходятся!

Тем более что пока новая власть в Литве пережевывает наследство «железной Дали», сразу заклятые прибалтийские друзья подсуетились: министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич быстренько слетал в Минск и, возвратившись, заявил: «Мы хотим расширить сотрудничество, увеличив объем перевозимых грузов. Латвия видит потенциал для сотрудничества с Беларусью в развитии евразийских транспортных коридоров».

Оно конечно, как евразийским транспортным коридорам развиваться без Латвии! Но если глянуть не столь глобально, то становится ясно, что речь идет о белорусских нефтепродуктах и удобрениях, которые уже много лет шли через литовский порт Клайпеду и за счет которых он во многом существовал и бюджет Литвы полнил.

Edgars Rinkēvičs 2013Тем более что Лукашенко еще год назад предупреждал: «Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу во многих вопросах, которые мы им предложим, они будут иметь определенный немалый эффект».

Да и не только о нефти речь: Латвия предлагает использовать свою логистическую инфраструктуру еще и для перевозки продукции белорусско-китайского индустриального производства камня («Великий камень»). Короче, Рига (разумеется, только из знаменитой атлантической солидарности!) успешно переманивает из Литвы белорусские грузы,

А Литва уже в некотором роде имеет упомянутый Лукашенко немалый эффект — на днях стало известно, что проект строительства внешнего глубоководного порта в Клайпеде, с которым литовцы носятся уже 10 лет, окончательно накрылся: денег от ЕС не будет и инвесторов тоже, ибо перспективы у порта в обозримом будущем нет.

А ведь Вильнюс уже давно внес Клайпеду в список десяти важнейших национальных проектов! Ну, что же — зато Литва с гордостью может носить звание «Самого антибелорусского государства ЕС» В определенных кругах это почетно, хотя и несколько убыточно. Но, как говорили мушкетеры, честь дороже!