На взгляд обывателя-21

Сказавший «а»…

Классиком сказано: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Не знаю другой такой сферы человеческой деятельности, к которой эти слова относятся с такой же точностью, как к  политике. Что только ни творилось на Земле иногда после необдуманного слова…

ALОсобенно если учесть, что порой, неосторожно сказавший «а», просто вынужден сказать «б». Но если и не скажет, то за него люди про это «б» додумают, ибо законы языка и законы жизни далеко не столь различны, как кажется. Но это так, рассуждения около. А теперь по теме…

Согласитесь, вроде бы приятная новость: во время оперативного совещания в региональном правительстве губернатор Алиханов поручил Службе охраны памятников забирать объекты культурного и исторического наследия у недобросовестных собственников. То есть фактически поручил этой службе исполнять ее собственные обязанности.

Ну, хорошо, лучше поздно, чем никогда. Правда, кое-что подобное мы уже слышали еще при Цуканове. Тот тоже на одном из совещаний как-то обмолвился, что надо бы подыскать более «эффективных арендаторов». Речь шла о том, чтобы  привести в порядок разрушающиеся памятники и задействовать их в туристической инфраструктуре региона.

Да и если вдуматься, то, наверное, у любого из глав региона после секретарей обкомов, можно найти какие-нибудь подобные слова, но все (и до сих пор!) упирается в политическую волю и в два вопроса: почем и зачем? Согласитесь, очень многие исторические здания подремонтировать не так уж сложно, но…

Рассказали мне тут одну историю, случившуюся вскоре после открытия нашей области для посещения немцами. Сейчас уже многие не помнят, но тогда это вызвало в Германии сущий ажиотаж. Особенно оживились многочисленные восточно-прусские землячества, которые стали засылать к нам разнообразные делегации.

Большинство приезжало просто поностальгировать, но многие везли подарки, гуманитарку, предлагали свою помощь в ремонте чего-либо… И вот немецкое землячество какого-то отдаленного района области за свой счет отремонтировало в одном из сел района старинную лютеранскую кирху.

Что уж там было при советской власти — клуб или гараж, бог весть, но сделали немцы все под ключ. А оный ключ отдали главе местной администрации и под благодарности местного населения отбыли. А администрация села осталась ломать голову, что ей делать с таким подарком.

kirhaСнова в клуб превращать? А деньги где взять?.. Верующим отдать? Так ни одного лютеранина на сто километров вокруг нет. Да и православных тоже на пальцах пересчитать можно. Музейный объект? А чем его заполнять? К тому же местный районный отдел культуры руками и ногами отпихивается: содержание и охрана такого здания сожрет весь бюджет культотдела района.

Короче, не знаю, чем там дело кончилось, но, кажется, я слышал, что кирха опять потихоньку разрушается… Другими словами, мало требовать от собственников (эффективных или даже не очень) содержать исторические объекты в порядке, надо еще понимать, сколько это будет стоить, кому и зачем.

Ну, согласитесь, в свое время в замке Прейсиш-Эйлау (Багратионовск) предполагалась гостиница и бар. Но Багратионовск — маленький город, и ему мегаотель не нужен, здесь нет мощных турпотоков. А ради бара (опять-таки в маленьком городе) восстанавливать огромный замок?

В конечном итоге опять встанет вопрос о «недобросовестном собственнике» и что — замок у него отберут и отдадут… другому владельцу бара? И будем надеяться на то, что он разорится, но замок восстановит? И потом: что значит «надлежащий вид»?

Вот, например, башня «Врангель»: какой-никакой, но культурный центр был — люди ходили, жизнь кипела. Но сочли энтузиастов этого центра «недобросовестными собственниками», башню отобрали. И?.. Сколько лет уже решают, что бы такое в ней сделать и где на это «что-то» взять денег А башня тем временем разрушается…

Иными словами, следовало бы поручить Службе охраны памятников, прежде чем воевать с собственниками, составить для себя и горожан точное представление о том, каким мы бы хотели видеть этот памятник, для чего его надо использовать и только ли собственник должен все это оплачивать.

Ну и, наконец, насчет сказанных «а» и не сказанных «б». Губернатор говорил в основном о физических и слегка о юридических лицах — недобросовестных собственниках, но готов поспорить, что очень многие в городе сразу вспомнили о самом большом и, честно говоря, недобросовестном собственнике — РПЦ.

Ведь в свое время именно калининградской епархии были переданы практически все рыцарские замки и более 20 кирх на территории области. И что? Практически на всех объектах конь не валялся… И в немалой степени опять-таки потому, что церковь не знает, чего ради что-то там восстанавливать.

А  вот готова ли наша администрация бодаться с епархией? И если не готова, то что ей скажут прочие «недобросовестные собственники»? Может, стоит начинать не с «отнять», а с  «подумать об областной программе восстановления и содержания памятников»? Или даже о всероссийском конкурсе по использованию  наших памятников?  Ну, так, навскидку…