Шторм на Черном море ударил по Европе и США

«Коммерсантъ» сообщает: Минэнерго на фоне санкций Запада и растущих цен на нефть заявило о неожиданной и критичной поломке оборудования для экспорта нефти Каспийского трубопроводного консорциума из Новороссийска.

Повреждение двух из трех выносных причальных устройств вследствие шторма может снизить поставки на мировой рынок сразу на 1 млн баррелей в сутки. Ремонт, по разным оценкам, может затянуться от трех недель до двух месяцев, во время которых поставщикам и потребителям придется искать альтернативные маршруты поставок. Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) придется вывести из эксплуатации для ремонта два поврежденных выносных причальных устройства (ВПУ) на морском терминале под Новороссийском. Как сообщил журналистам глава компании Николай Горбань, в этом случае отгрузка нефти на экспорт в Европу снизится втрое или даже вообще остановится, если ремонт продлится долго. По оценкам экспертов, в наибольшей степени от прекращения отгрузок могут пострадать страны юга Европы, а также США.

Заявление о поломке прозвучало в тот момент, когда из-за санкций и нежелания западных покупателей брать российскую нефть дисконт Urals по отношению к Brent достиг рекордных 32,6 доллара за баррель (данные Platts на 21 марта на базисе Новороссийска). Смесь КТК, состоящая в основном из казахстанских сортов, была для рынка возможной альтернативой Urals, однако теперь доступ к ней крайне ограничен. Вероятно, это должно привести к росту интереса к покупке Urals.

КТК протяженностью 1,5 тыс. км и мощностью 67 млн тонн нефти в год является основным маршрутом транспортировки нефти из Казахстана, на который приходится более 80% экспорта на западные рынки. Нефть из трубы отгружается на танкеры через морской терминал около Новороссийска, оснащенный тремя выносными причальными устройствами.

В качестве минимального срока восстановления устройств в КТК назвали три недели, в течение которых грузоотправители будут вынуждены искать другие маршруты транспортировки нефти. Если погодные условия будут неблагоприятными, а также будет задержка с приходом танкера для промывки линий, то ремонт может затянуться. Сейчас, сказал Горбань,  все необходимые для ремонта ВПУ материалы и оборудование есть в наличии. Но, признал он, в перспективе КТК может столкнуться с перебоями поставок иностранного оборудования, необходимого для работы морского терминала, так как многие поставщики уже отказываются работать с консорциумом.

Замминистра энергетики РФ Павел Сорокин заявил, что ремонт причальных устройств может занять 1,5–2 месяца. Чиновник отметил, что Россия заинтересована в восстановлении полноценной работы КТК в максимально сжатые сроки и будет делать «все возможное, чтобы устранить эти потенциально серьезные последствия».

P.S. Новость последнего часа: погрузка топлива полностью остановлена. В марте и апреле отгрузка нефти с терминала для основных получателей может снизиться в пять раз.