«Коммерсантъ» сообщает: резкий рост цен на хлеб в начале года, отмечающийся во многих регионах страны, заставил Минсельхоз провести совещание с участием крупных производителей для обсуждения проблемы.
Ведомство решило бороться с повышением стоимости социально значимого продукта после того, как в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Свердловской и Кемеровской областях его стоимость поднялась почти на 30%, что сделало хлеб одним из главных драйверов инфляции.
Исполнительный директор Национального союза хлебопечения Рустам Айдиев отметил, что производители подняли отпускные цены на 10–15% из-за увеличения затрат на логистику.
Стоимость доставки составляет до 30% себестоимости продукта, при этом, указал другой собеседник издания, она растет заметно быстрее, чем цена сырья для хлебопечения.
Президент Российского союза пекарей Дмитрий Семенов объяснил, что в начале 2024 года стоимость автомобиля «Газель» для доставки хлеба выросла до 3,4 млн рублей, что в два раза выше, чем годом ранее. Гендиректор БКК «Коломенский» Дмитрий Козлов добавил, что один рейс «Газели», перевозящей 360–450 лотков хлеба, обходится в 12,5 тыс. рублей, хотя в начале прошлого года заплатить надо было только 7,5 тыс.
На рост стоимости доставки продукции влияет ситуация с водителями. Их зарплаты в среднем выросли на 30%, однако дефицит работников все еще находится в районе 15%.
Представители бизнеса обратили внимание на проблему во время совещания, но в комментариях они сомневаются, что Минсельхоз сможет решить проблему с подорожанием топлива и дефицитом кадров, без чего перевозки дешевле не сделать. По мнению Семенова, частично проблему роста цен на хлеб можно решить возвратом субсидий хлебопекам. Однако такая мера потребует дополнительных расходов из бюджета, который и без того сверстан с дефицитом.
В ноябре прошлого года президент Российского союза пекарей (РСП) Алексей Лялин рассказал, что сильный износ производственных фондов, спроектированных еще в 1950-х годах, и высокая ставка делают недостаточной государственную помощь отрасли. По его оценкам, для модернизации производств необходимо около триллиона рублей инвестиций, а без помощи со стороны правительства предприятия начнут повышать цены или банкротиться.