Рабочий порядок

В минувшую среду двери правительства распахнулись перед экологической общественностью. Потребовался год ожидания и обращение в администрацию президента, чтобы чиновники наконец-то объявили о первом заседании экологического совета
Постановление о создании совета за подписью Николая Цуканова в информационно-правовых системах появилось еще 15 мая. Но неспешный ритм работы в сонном царстве на ДД,1 лишь спустя три месяца позволил чиновникам и экоактивистам собраться в конференц-зале правительства.

Как всегда, не обошлось без мини-скандала. Суровый полицейский на входе у правительства, отказался пускать в здание федерального чиновника. «У меня приказ не пускать. И вообще вас в списке нет», — заявил страж порядка. Недоуменный Дмитрий Зайд собрался уже уходить, после того как полицейский недвусмысленно указал ему на дверь. Ситуация более чем забавная: корочка заместителя начальника управления центрального аппарата Росприроднадзора позволяет без предупреждения заходить не то что в здания администраций субъектов РФ, но и на куда более серьезные режимные объекты. Ситуацию спас сотрудник региональной службы по экологическому надзору Александр Акинин. Ему каким-то образом удалось убедить бдительного полицейского, что таинственный приказ не касается инспекторов федеральных надзорных органов.
В постановлении об экологическом совете председателем первоначально был обозначен Александр Рольбинов. Но вице-губернатор поспешил отбрыкаться от общественной нагрузки и делегировал почетное право более сговорчивому Константину Суслову.

Впрочем, тот не долго радовал экологов своим присутствием. «Правительство ставит приоритетом развитие зеленой экономики… Основная цель совета — исследование экологической ситуации и выработки рекомендаций и предложений. Общественная инициатива станет краеугольным камнем всей экологической политики региона», — вещал заместитель председателя правительства области. Недовольно морщась, словно пытаясь понять, что за чудак писал текст, который он с запинками читал по бумажке, господин Суслов пообещал собираться для обсуждения экологических проблем раз в квартал.
После приветственного слова вице-губернатор сослался на внезапный плановый прием граждан и покинул зал. Более наглядной демонстрации серьезности намерений сделать общественную инициативу «краеугольным камнем» не требовалась.
После ухода господина Суслова во главе стола оказался глава региональной экологической службы Сергей Побережный. Его лицо сияло довольством — почти так же, как погоны парадной формы государственной гражданской службы.

«Перед началом работы я должен сообщить вам приятную новость!» — заинтриговал экологов Сергей Калистратович. — Совсем недавно указом губернатора Борис Камовников, директор государственного автономного учреждения “Экологический центр «ЕКАТ-Калининград»” награжден медалью Калининградской области за особые заслуги!» — с придыханием возвестил чиновник.
На лицах экологов появились едва заметные улыбки, многие понимающе переглянулись. Со времен, когда эту организацию с треском отшил из калининградской администрации Феликс Лапин, дела у чудо-конторы неожиданно пошли в гору. Под крышей красного дома делать нужные экологические экспертизы, лабораторные исследования и проверки предприятий оказалось еще интереснее и выгоднее.

Вежливые аплодисменты поздравили медаленосного придворного эколога.

После оглашения радостной вести Сергей Побережный вынес на голосование утверждение повестки дня, и члены совета, видевшие план мероприятия впервые, вежливо и единогласно его одобрили.

Вооружившись фирменным многостраничным отчетом службы по эконадзору, Сергей Побережный перешел в наступление на уши экологов и журналистов.

«В ряд СМИ сообщают об экологической деградации и экологической катастрофе. На самом деле никакой деградации нет», — обнадежил присутствующих господин Побережный.

«А экологическая катастрофа?» — шепотом спросил кто-то из представителей СМИ.

poberezhnyПоведя седыми бровями, Сергей Калистратович дал понять, что и катастрофа — грязный навет нечистоплотных журналистов.
Несмотря на обещания «коротко /рассказать/ о том, сколько много было сделано», отчет о работе подведомственного ему учреждения чиновник зачитывал минут сорок. Ощущение дежавю не проходило: все это уже не раз слышали на многочисленных оперативных заседаниях и рабочих группах.

По мнению господина Побережного, его подчиненным, несмотря на то что коллектив чрезвычайно мал, удалось достичь блестящих результатов. На самом деле штат службы по экологическому надзору насчитывает десять человек. Много ли это или мало — вопрос дискуссионный.

Себе в актив глава службы записал и борьбу с нелегальными карьерами, и штраф, выписанный компании, завалившей отходами поселок Корнево в Багратионовском районе, и принятие регионального закона об экологической культуре и образовании.

Ирония заключается в том, что борьбой с нелегальной добычей песка и свалкой в Корнево занимались экологи «Зеленого фронта», а Сергей Побережный был вынужден принять участие в этих акциях под давлением начальства и прессы.
А закон об экологическом образовании долгое время продвигал директор детско-юношеского центра экологии и туризма Дмитрий Булгаков.

В конце монотонной речи господина Побережного большинство журналистов покинуло мероприятие. С удовольствием отметив уход прессы, оратор вновь пожаловался на СМИ, которые все извращают. «У нас золотая середина. Область среди всех субъектов РФ занимает 43-е место в экологическом рейтинге», — с гордостью заметил руководитель региональной службы по эконадзору.

В конце выступления, метнув осуждающий взгляд на одного из экологов, чиновник предложил общественникам «нормально работать, а не так, как некоторые, жаловаться в администрацию президента и прокуратуру».

Олег Иванов, координатор «Зеленого фронта» намек понял — это он написал в АП по поводу неисполнения постановления о создании экологического совета.

Заверив господина Побережного в том, что, даже несмотря на теплые личные отношения, «Зеленый фронт» все равно будет жаловаться куда следует, Олег Иванов предложил создать целое министерство экологии. Но, похоже, из всех присутствующих новое министерство было нужно только Иванову, поэтому предложение никто всерьез обсуждать не стал.

Общее мнение всех экологов неожиданно выразил представитель облдумы, депутат Александр Никулин. «Не нужно общественный совет превращать в заседание правительства с этими бесконечными отчетами. Такое ощущение, что наши чиновники 50 процентов времени только на эти отчеты и тратят!».

Экологи согласно закивали, а Сергей Побережный обиженно забормотал, что «никто в заседание правительства совет и не превращал».

Порядком подустав, прозаседавшиеся предложили остальные вопросы решать в «рабочем порядке». Это заветные слова для всех чиновников. «Рабочий порядок» — это возможность отложить на потом то, что делать никто не планирует. Для обитателей сотен административных зданий «рабочий порядок» — родная стихия. В «рабочем порядке» можно десятилетиями на деньги Евросоюза строить очистные сооружения, бороться с загрязнением рек, незаконными свалками и вырубками леса. «Все решится, но в “рабочем порядке”, а пока можете быть свободны», — говорят нам серые пиджаки.
Но неубиваемые экологи все равно довольны: лиха беды начало. Они почему-то верят, что их совет, в отличие от сотен подобных инициатив, родит нечто больше, чем кипы многостраничных протоколов и годовых отчетов.

А на следующий день в «рабочем порядке» компания «ЛУКОЙЛ» залила нефтепродуктами мелиоративный канал в поселке Высокое Гурьевского района. О происшествии сообщили экологам «Зеленого фронта» и общественной организации «ЭкоРыбОхот». Те поздно вечером приехали на место происшествия и вызвали полицию. Служба по экологическому контролю пообещала приехать на следующее утро, в пятницу, и решать проблемы в рабочем порядке. А через год из очередного отчета правительства мы узнаем, что благодаря усилиям чиновников удалось обнаружить и ликвидировать масштабный разлив нефти.

Источник: Газета "Тридевятый регион"