Некоторые сведения о том, как Гасан-дагестанец стал Асанбубой Нюдюрбеговичем
«Если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно?» - говорил в свое время Владимир Маяковский - и был прав. Хотя в данном случае гораздо интереснее, не кто зажигает, а зачем. Тем более что звезды бывают разные - предрассветные, например, или путеводные. А бывают и морские - беспозвоночные иглокожие организмы, состоящие в основном из лучей (которые еще называют руками) и желудка, ибо их жизненная цель - ползать и жрать все, что попадется. С этой точки зрения предприниматель Асанбуба Нюдюрбегов назвал свою фирму «Морской звездой» весьма точно...
Что значит «Своя рука - владыка»
Каким образом Гасан-дагестанец, лидер небольшой, но зловредной ОПГ, действовавшей на калининградском побережье, в исторически короткие сроки стал известным рыбопромышленником Асанбубой Нюдюрбеговым, мы, наверное, точно не узнаем никогда. Тогда, в девяностые, происходило многое, что навсегда останется тайной. Достоверно известно только, что Нюдюрбегов, до того занимавшийся янтарем, почему-то стал крышевать калининградский филиал некоей московской рыбодобывающей компании «Валс».
Как говорится, пустили козла в огород: вскоре Асан стал коммерческим директором «Валс интернешнл-Калининград». А когда филиал окреп и стал на ноги, он откололся от учредителя, унося в клювике четыре миллиарда тогдашних рублей, принадлежавших москвичам.
Зато в Калининграде появилась новая рыбопромышленная компания - «Морская звезда» во главе с Нюдюрбеговым. И никому среди пахарей рыбных морей до того не известному рыбаку как-то очень быстро повезло: буквально сразу после учреждения фирмы Асана непонятно за какие заслуги избирают председателем совета директоров «Запрыбы», бывшего «Тралфлота», одной из самых крупных рыбодобывающих структур не только Калининграда, но и всей страны. Суда «Тралфлота» знали на всех океанах Земли...
И понеслось! Как говаривал другой известный предприниматель, тоже промышлявший на воде, Степан Разин: «Сарынь на кичку!» - или, по-нынешнему, «Налетай - подешевело!» Короче, «Запрыба» в лице председателя совета директоров Нюдербегова воспылала к «Морской звезде» в лице того же Нюдюрбегова самыми нежными чувствами и стала всячески ей помогать.
gasanНапример, годовая стоимость фрахта одного судна - порядка 500 тыс. долларов, но «Запрыба» (Нюдюрбегов) отдает их «Морской звезде» (Нюдюрбегову) по цене в десятки раз ниже. В результате у «Звезды» - огромные прибыли, а у «Запрыбы» - столь же огромные убытки. В конечном итоге некогда богатая и процветающая компания вынуждена была начать распродавать свое имущество.
И снова по той же схеме: суда, даже остаточной стоимостью в 300 - 400 тыс. долларов, Асан продает Асану за 150 тыс., склады на Суворова, оцененные минимум в миллион долларов, «Морская звезда» получает за 700 тыс. Ну, и так далее, все в уже упомянутом стиле «Налетай - подешевело»: «Звезда», как очень большая пиявка, присосалась к «Запрыбе» и сосала, сосала... Благо своя рука - владыка!
И очень скоро буквально из ничего фирма Нюдюрбегова стала одной из ведущих рыбодобывающих кампаний не только области, но и всей РФ: в состав флота «Морской звезды» в лучшие годы входило 15 судов общим водоизмещением около 75 тыс. тонн и грузоподъемностью 18 тыс. тонн. А производственные мощности компании обеспечивали выпуск до 100 тыс. тонн готовой продукции в год.
Что же до «Запрыбы», то... эта какая такая «Запрыба»?
Беда, коль пироги начнет печи сапожник
Но от перемены мест слагаемых сумма, как известно, не меняется: рыбы на столах калининградцев от этого больше не становилось и налогов в казну области тоже не прибавлялось, зато лично Нюдюрбегов стремительно богател. К тому же добытую своими судами рыбу «Морская звезда» предпочитала продавать за рубежом или сплавлять в Питер, а Калининграду мало что доставалось. И вся наша десятилетиями выстраиваемая инфраструктура - порты, судоремзаводы, рыбокомбинаты и пр. - тоже начала загибаться.
Впрочем, о предпринимателях -хомячках, не умеющих думать о том, как что-нибудь создать в районе своего обитания, а озабоченных только набиванием защечных мешочков, применительно именно к Нюдюрбегову, «ТР» уже писал. Мало кто из бизнесменов, вышедших из бандитских девяностых, сумел перестроиться и избавиться от представления о бизнесе как искусстве хапнуть и смыться, пока не застукали. Гасан-дагестанец, похоже, не сумел...
Вот ведь казалось бы: и спрос на рыбу в стране огромный, и суда халявные у тебя есть, и рыбаки, прекрасные опытные специалисты, буквально в очереди на работу стоят, и вся нужная инфраструктура под рукой - только лови да продавай! «Морская звезда», например, сумела закрепить за собой 30 процентов общероссийской квоты на промысел морского окуня - очень дорогой и ценной рыбы, а рентабельность производства у нее равнялась, говорят, 30 процентам
Но вместо ожидаемого процветания «Звезда» стала закатываться и гаснуть на глазах: убытки, долги, суды, международные скандалы... Особенно ударило по авторитету Нюдюрбегова то, что суда компании стали застревать в иностранных портах по всему миру: в Дании, в Исландии, в Испании, в Польше.
Причем тамошние рыбопромышленники со «Звездой» за рыбу расплачивались, она же со своими работниками - нет, и кидала их в чужих странах голодными и холодными. А в мире очень не любят такую нечистоплотность в бизнесе - и бизнесменов таких тоже! В конце концов пришлось продавать и офис фирмы, которым Асанбуба Нюдюрбегович так гордился, и саму компанию, доставшуюся ближайшему конкуренту - группе компаний «Фор».
Хотя на первый взгляд, все, сдается, понятно: пока процветание «Морской звезды» обеспечивалось умением хапать, мошенничать, отбирать и кидать - дело шло. А когда времена изменились и настала пора собирать разбросанные камни, то есть организовывать работу, выстраивать и налаживать системный процесс - короче, заниматься скучными и непонятными вещами, Асанбуба просто не потянул, ибо, наверное, так и остался Гасаном-дагестанцем из девяностых, который («Тридевятый регион» уже писал об этом) добывал деньги, подвешивая несговорчивых на деревья.
Впрочем, это только на первый взгляд, а если присмотреться, то все может оказаться не так просто. Дело в том, что в 2003 году было образовано некое ОАО «Атланттралфлот», которое являлось правопреемником ОАО «Калининградская рыбопромышленная компания (КРК) "Запрыба"». И зарегистрирована эта компания в... селе Касумкент Сулейман-Стальского района республики Дагестан. Была «Запрыба», а стала «Кавказрыба»!
Но это - тема отдельного разговора...