Человек из девяностых, или Асан Нюдюрбегов по-крупному и по мелочи

Многие, наверное, помнят: когда Остап Бендер начал охоту на подпольного миллионера Корейко, то первое, что он сделал — это послал ему книгу «Современные акулы капитализма», в которой отчеркнул начальные слова: «Все современные крупные состояния нажиты нечестным путем». Издание, конечно, агитационное, но эта фраза — чистая правда.

 

Read More

 

Более того, через шестьдесят с небольшим лет население всей страны в этом убедилось на собственной шкуре.

Как не становятся королями

Так вот, о Нюдюрбегове. О деятельности этого человека в качестве, как говорили в советское время, пахаря рыбных полей «ТР» рассказывал весьма подробно, и представление у читателя об этой стороне предпринимательства Асана-Асанбубы сложилось достаточно полное. Конечно, многие детали того, как не слишком крупный криминальный авторитет с побережья в одночасье стал главным рыбаком Калининграда, мы узнаем не скоро — наверное, только когда истечет срок секретности и раскроются архивы региональных структур МВД и ФСБ, повествующие о событиях лихих девяностых.

Но такова судьба очень многих российских предпринимателей, чьи бизнесы и капиталы скоропостижно возникали как бы из ничего — иных уж нет, а те далече... Буквально единицы из этих скоробогачей смогли хотя бы продержаться до нынешних дней, что же до остальных, то они так и не смогли понять: серьезное предпринимательство — это не хапнуть и убежать, оно требует знаний, опыта и колоссального труда.
Иными словами, если не касаться тех путей, которые привели Нюдюрбегова на трон рыбного короля, а принять за точку отсчета его избрание председателем совета директоров «Запрыбы», то согласитесь: он мог бы стать одним из известнейших и всеми уважаемых предпринимателей России. Для этого у Асанбубы было все: огромный флот, прекрасная, налаженная десятилетиями инфраструктура (порты, судоремонт, переработка рыбы), опытные кадры, научная база, поддержка государства... И потом: ведь добывать рыбу и кормить страну — сие не углеводороды за рубеж гнать, а действительно уважаемое и престижное дело!

Но это если человек — настоящий бизнесмен, а не бывший браток, привыкший, что деньги добываются исключительно путем отъема, обмана и кражи. Думается, что именно эта особенность ведения бизнеса и погубила «Морскую звезду»: когда рыба, добытая ее судами, продавалась за рубежом, а рыбаки застревали в иностранных портах без денег, брошенные на произвол судьбы, — это, по сути, был обычный (с юности, надо полагать, знакомый Гасану-дагестанцу) гоп-стоп, то есть грабеж.
Только происходил он публично, на глазах всего мира — и это не могло не сказаться на престиже и самого бизнесмена, и его компании: иное отношение, иные условия договоров, иные цены, иные кредиты... В развитых странах уже давно забыли, с чего начинался капитализм у них самих, репутация честного партнера там стоит дорого и приносит прибыль. А сунешься к ним с репутацией жулика — хорошего отношения (а значит, и хороших денег) не жди.

Да и дома, в России, условия ведения бизнеса хоть и медленно, по чуть-чуть, но стали меняться — и «Морскую звезду» буквально задолбали исками (в первую очередь — ограбленные Нюдюрбеговым рыбаки), а когда счет пошел на миллионы рублей, Асан не выдержал и продал компанию. Перестроиться на честное и добросовестное ведение бизнеса, пусть оно и уменьшило бы на какое-то время прибыли, ему и в голову не пришло.

Впрочем, это, как уже говорилось, беда многих скоробогатых, в свое время на халяву отхвативших куски экономического пирога, оказавшиеся им не зубам, не по уму и не по масштабу личности.

Что ни делает рыбак — все он делает не так

Однако не будем так суровы: в свое время газеты Калининграда писали о первом и единственном визите будущего магната на рыбные поля так (цитирую): «Пошел в море. Матросом. И очень скоро понял, что выбрал не ту профессию. Организм горца не вынес качки. Весь рейс Нюдюрбегов блевал, перевалившись через фальшборт. О карьере моремана пришлось забыть». Надо полагать, что суровые морские волки подтрунивали на салагой, а он, горячий кавказский парень, страшно обижался... Так, может, Нюдюрбегов именно с этого неудачного рейса просто-напросто невзлюбил и море, и рыбаков?

Ну, не повезло человеку в жизни: достался ему (как говорится, «на хапок») именно рыбный бизнес, и занимался он им через не хочу, скрепя сердце... Но тогда где-нибудь в других отраслях хозяйства у него должно все идти прекрасно? Наши отечественные бизнесмены — люди разносторонние, все умеют одинаково: что лес валить, что избу рубить, что часы починять. Хотя с часами незадача: топором повернуться трудно. Это не специально про Нюдюрбегова, это поговорка такая...
Среди бизнесов Нюдюрбегова тоже всего хватает: торговля, туризм, строительство, прокладка электролиний, добыча металлолома и пр. и пр. Так может здесь-то и кроется истинное предназначение Асанбубы, а до того он просто не своим делом занимался? Да не похоже: «ТР» уже писал о печальной судьбе ресторана «Прибой» в Зеленоградске и о на глазах пропадающей гидрогавани в Балтийске, упоминал об исчезнувшем киноконцертном зале «Россия»... А вот еще одна история, на этот раз питерская.

Несколько лет назад в Северной столице разыгрался скандал, вполне обычный для российской деловой жизни, но получивший особый резонанс из-за того, что в нем оказался замешан знаменитый футболист Аршавин. Дело в том, что к фирме «БалтАвтоТрейд», торгующей в основном автомобилями «BMW» (среди соучредителей которой был и упомянутый спортсмен), в арбитражный суд оказалось подано около 50 исков — почти на 30 млн рублей. Суть претензий — отказ платить за товар или услуги.

Главным ответчиком в Питере был приятель Аршавина, некто Петр Тиньгаев, на которого и свалились бы основные камни, но благодаря звезде российского футбола о «БалтАвтоТрейде» не писал только ленивый, а потому журналисты быстро выяснили, что (цитирую справку): «Дилерские центры BMW иVolkswagen на Придорожной аллее и улице Композиторов открыты московской компанией "БалтАвтоТрейд М". По данным СМИ, конечным собственником компании "БалтАвтоТрейд", которая, помимо автосалонов в Москве и Петербурге, имеет дилерские предприятия в Калининграде, выступает депутат Госдумы Асанбуба Нюдюрбегов» (газета «Ваш тайный советник» от 13 сентября 2010 года).

Ничего не знаю про этого Тиньгаева, но, согласитесь, методы работы типа «отказа платить за товар или услуги» прекрасно известны многим калининградским рыбакам, имевшим дело с «Морской звездой». Впрочем, ладно, Питер далеко, но, может быть, с калининградским дилерским центром «БалтАвтоТрейда» все в порядке?

Да ничего подобного! Та же самая история, только без Аршавина: жалобы на несвоевременную поставку машин и на невозможность вернуть деньги, даже если товар не поставлен. А вот и совсем уж интересно: «Калининградский арбитражный суд удовлетворил иск администрации Калининграда по взысканию с ООО «БалтАвтоТрейд» 1,23 млн рублей за аренду земельного участка под автотехцентром BMW». Все просто; участок земли взяли, автоцентр на нем на скорую руку сляпали, а денег не платили, пока судебные приставы не пришли...

Или еще одна цитата из другого судебного решения: «...рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "ЭргонИнвест" к ООО "БалтАвтоТрейд" о взыскании суммы предварительной оплаты по договору купли-продажи транспортного средства № 43/11 от 27 апреля 2011 года в размере 3 600 000 рублей, пени за просрочку передачи товара в размере 2 950 000 рублей...» 
Короче, понятно: деньги взяты, товара нет, и пока суд не вмешается... Ну, такие у нашего джигита методы ведения бизнеса: ухватил, что в руку поместилось, и бегай, пока не поймают. Беда Нюдюрбегова только в том, что времена несколько изменились и таких, как он, стали ловить. Но, честно говоря, мне, как и многим калининградцам, Асанбубу не жалко.

Жалко рыбную промышленность региона, которая могла бы попасть в более честные и умелые руки, и жаль города, который заслуживает бизнесменов, хотя бы понимающих, где они живут, и желающих оставить о себе добрую и светлую память. А достаются нам все больше Асаны...

«ТР» 1 — 7 марта 2013 №6 (383)