Гасан в начале 90-х трудился коммерческим директором янтарного комбината.
Нюдюрбегович в то время «крышевал» торговцев солнечным камнем, сбывавших свой товар туристам в Светлогорске и Зеленоградске. В милицейских сводках уже фигурировала некая бригада Гасана.
До жизни такой выходец из Дагестана дошёл не сразу. После армии поступил в Калининградский технический институт (тепершний КГТУ). На факультет промышленного рыболовства. Учился так себе. С горем пополам. Парень, говорят, он был смышлёный, но больно уж плохо знал «русского языка». Бедные преподаватели намучились с ним. Ставили в сердцах тройку и отправляли с миром на все четыре стороны.
Худо-бедно, высшее образование получил. Пошёл в море. Матросом. И очень скоро понял, что выбрал не ту профессию. Организм горца не вынес качки. Весь рейс Нюдюрбегов блевал, перевалившись через фальшборт. О карьере моремана пришлось забыть. Гасан поселился в Светлогорске, собрал группу молодых людей и ...занялся бизнесом.
Соорудил «Морскую звезду». А вскоре и председателем совета директоров «Запрыбы» стал. Постепенно имущество «Запрыбы» перетекало к Асану Нюдюрбеговичу.
Сметливый кавказец, пользуясь моментом, скупал его за бесценок. Например, крытые склады на улице Суворова в Калининграде он приобрёл за 700 тысяч рублей. Хотя, по прикидкам специалистов, они тянут никак не меньше, чем на миллион долларов.
Судно «Патрокл» приобрёл за 150 тысяч долларов. При остаточной цене 300.000 баксов. Отдельная тема — аренда пароходов. «Морская звезда» платит «Запрыбе» копейки. Для видимости. Хотя ежегодный «фрахт» одного судна — по минимуму — 500.000 долларов.
Гасан не считает нужным тратиться. Да и кому он будет платить? Себе? Ведь он — главный рулевой. А своя рука владыка. Что хочет, то и делает. Эксплуатирует пароходы на халяву. «Запрыба» выживает только за счёт продажи активов. То есть флота. За последний год «ушли» шесть судов.
Впрочем, знающие люди утверждают, что и долги «Морской звезды» стремительно растут. Народ диву даётся, почему фирма до сих пор не обанкротилась. Глядя же на Гасана, не подумаешь, что он на грани разорения. Живёт лезгин широко. Раскатывает на шикарной «бэхе» седьмой модели со всевозможными наворотами. Такая тачка стоит никак не меньше ста тысяч баксов.
Из полуразвалившейся избушки на улице Верещагина в Светлогорске он давно уже переехал. В том же курортном городке он строит аж три дома. Да ещё один особняк в Калининграде на улице Чайковского приобрел. Каким-то чудом сумел оттяпать детский садик с прилегающей территорией — напротив роддома №3.
В общем, планов громадье. Гасан больше не замыкается на рыбе. Например, не так давно он выкупил здание химчистки на Московском проспекте и вот-вот откроет там автосалон «БМВ». Что поразительно — выложил за помещение с большим дворовым хозяйством каких-то 100 тысяч баксов при рыночной цене в миллион долларов.
Та же история с санаторием «Чайка» в Зеленоградске. Асан-буба, как ласково называют его земляки, прикупил её всего за 500 тысяч «зелёных». Реальная же стоимость здравницы никак не меньше трёх «лимонов». Умеют же некоторые жить!
Получается удивительная штука. «Запрыба» и «Морская звезда» загибаются в страшных муках, а их владелец цветёт и пахнет.
Из архива газеты «Новые колеса» ()