Весьма символическое наблюдение: основная деятельность политика и предпринимателя Асана Нюдюрбегова разворачивается в двух крайних точках Российской Федерации - в самом западном городе страны, в Калининграде, и в самом южном городе РФ - в Дербенте. Точно так же далеки друг от друга и две личины этого человека... На взгляд с юга
В Дербенте Асан Нюдюрбегов - в первую очередь политик, меценат, государственник и патриот России, борец за экологию и прочая, прочая. Конечно, в дагестанских СМИ нет-нет да и всплывают какие-то упоминания о личном доме отдыха Нюдюрбегова где-то в родных горах, о какой-то темной истории вокруг принадлежащих ему каменоломен, о причастности его к весьма сомнительной затее с медными рудниками...
Но на фоне славословия и превосходных степеней, в которых чаще всего пишут о Нюдюрбегове в официальных изданиях Дагестана, это как-то не слишком заметно. Зато очень заметно, что Асан Нюдюрбегович обладает (цитирую) «"планетарным" размахом бизнеса и современным деловым мышлением». «Теперь рабочий день Председателя Совета директоров холдинговой компании "Морская звезда" состоит из звонков, перелетов и встреч с деловыми людьми со всей Европы», а «крупнейшие российские банки буквально "стоят в очереди", предлагая кредиты».
Более того: величие и значимость этой личности, то есть господина Нюдюрбегова, равно как и значимость для страны его бизнеса, как убеждают дагестанцев, признает даже государство, ибо (снова цитирую тамошние издания) «принята Федеральная Программа развития тунцеловного флота, без малейшего преувеличения направленная на расширение производственной деятельности рыбопромышленной компании "Морская звезда"». Честное слово, так и написано - «без малейшего преувеличения»! Как некогда говорил один из французских Людовиков, «государство - это я»!
И все это (как надо полагать, верят многие в Дагестане) не могло не дать свои плоды (еще цитата): «В сегодняшнем Калининграде Асан Нюдюрбегов и его "Морская звезда" - звезды первой величины». Ну, разумеется: ведь «Асан Нюдюрбегов имеет большие планы на будущее, ставит новые, более масштабные задачи. Главная из них - добиться, чтобы "Морская звезда" стала безоговорочным лидером российской рыбодобывающей отрасли». Интересно, а о том, что Нюдюрбегов «с планетарным размахом» развалил ту «Морскую звезду» и остатки ее продал конкурентам, его поклонники в Дагестане знают?
На взгляд с запада
Печально, но факт: «Морской звезде» не помогло даже содействие госбюджета, но это уже совсем не дагестанская, а калининградская история, в которой действовал тот же самый, но совсем другой Нюдюрбегов, не слишком умелый и удачливый бизнесмен и не джигит на белом коне, а скорее - бывший браток на джипе и уж точно ни разу не меценат.
Это Асан в Дагестане строит спортзалы, прокладывает водопроводы и помогает семьям погибших милиционеров и омоновцев. А в Калининграде Асанбуба, чтобы построить очередную жральню, пытался убрать памятник таким же милиционерам и омоновцам, погибшим в тех же Дагестане и Чечне, и только личное вмешательство губернатора смогло его остановить. Но об этом дагестанская пресса, скорее всего, не писала...
Однако если честно, то больше всего умиляют уже упомянутый «планетарный размах» и «деловые люди со всей Европы». Хотя если вдуматься, то имя Асанбубы Нюдюрбегова и впрямь известно во многих прибрежных странах Старого света, но только далеко не так, как, наверное, полагают его земляки... Вот, например, одна из из историй, в свое время ставших широко известными в Калининграде и связанных с деятельностью «Морской звезды»,
«В декабре ... года траулер "Куршская коса" вернулся в Балтийское море и встал на ремонт в польском порту Щецин. Тут-то и начались неприятности. Чуть раньше сюда после удачной путины пришли два других судна, принадлежащие компании "Морская звезда", - "Карачарово" и "Коломенское". Но рассчитываться с рыбаками начальство не спешило.
Моряки обращались в Калининград (в главный офис "Морской звезды"), ругались с капитанами - ничего не помогало. До хозяина компании - депутата Государственной Думы Асанбубы Нюдюрбегова - простому человеку вообще не достучаться. В конце концов, рыбаки пошли к польским коллегам - в профсоюз.
Поляки, в отличие от "родного" начальства, проблемами россиян озаботились сразу - принялись "давить" на руководство "Морской звезды". А как узнали, что в Щецин "Куршская коса" зашла - первыми судно посетили. Оказалось, очень своевременно. Вновь прибывшему экипажу "Морская звезда" тоже деньги выдавать не хотела.
Российские буржуи из "Морской звезды" с поляками бодаться побоялись. Оно и понятно, прошедшие школу "Солидарности" паны - это не безропотные русские. Польские профсоюзы - сила. Любого зарвавшегося олигарха в интересную позицию поставить могут. Будь он хоть трижды депутатом Государственной Думы. Поляки такой международный скандал учинить могут - ни один европейский порт суда проштрафившегося владельца обслуживать не будет.
Пошла "Морская звезда" на попятную. Правда, экипажам выплатили только 70 процентов причитающихся денег. Остальные обещали выдать после возвращения в Калининград. Матросы поверили. А зря. Стоило экипажу покинуть Польшу и оказаться на родине "суверенной демократии" - в России, как "Морская звезда" о мореманах забыла. Вот уже три месяца рыбаки только и делают, что пороги начальства обивают. А у хозяев один разговор - приходите завтра...»
По морям, по портам
И если бы такая, позорная для репутации не только отдельного Нюдюрбегова, но и всего российского бизнеса история произошла с судами «Морской звезды» только в Польше! То же самое было в портах нескольких других государств, а международное бизнес-сообщество очень не любит жуликов, даже если они не только бизнесмены, но и госдеятели.
Да вот, например, еще одно сообщение на ту же тему: «Три рыболовецких судна, принадлежащих калининградской компании "Морская звезда", траулеры-сейнеры "Коломенское", "Карачарово" и БАТМ "Маршал Василевский", уже месяц находятся в иностранных портах в ожидании, когда судовладелец выплатит им зарплату. За пойманную рыбу исландцы расплатились, а зарплату экипажам хозяин не перевел. В результате свыше 150 рыбаков уже больше месяца стоят на приколе, живут впроголодь и не знают, когда вернутся на родину».
Или вот еще: «4 ноября 2008 года в Калининградскую региональную организацию Российского профсоюза моряков поступило обращение членов экипажа траулера "Маршал Василевский", находящегося в датском порту Торсхавн (Фарерские острова). В своем заявлении моряки указывают на неоднократные нарушения условий контракта, а именно: "... 4. Систематическая задолженность по зарплате. Отказ экипажу в своевременной репатриации домой"».
Честно говоря, очень интересно, как бы отреагировали поляки, датчане, исландцы и прочие европейцы, поведай им кто-нибудь горскую легенду про славного лезгинского джигита Нюдюрбегова, который с планетарным размахом во имя государства и ради людей... Короче, как пишут про Нюдюрбегова на родине: «Очень скоро люди оценили, что боролся Асан Нюдюрбегов не столько за свои интересы, сколько за их рабочие места, достойную жизнь их семей, за возрождение флота».
Жаль только, что боролся он на крайнем западе, а оценили - на крайнем юге страны. Вы уж простите за региональный эгоизм, но для нас, калининградцев, лучше было бы наоборот...
ТР 22 - 28 февраля 2013 №5(382)