Когда умер сын рыбака, «Морская звезда» не дала денег даже на похороны

О терпении русского народа слагают легенды. Такой уж у нас менталитет! Лучше переждать, смириться... Глядишь, всё само рассосётся. Вот и наш земляк Сергей Борисович Астафьев не любит «копья ломать». На защиту мужа встала его жена, Ирэна Броневна Астафьева. На днях она пришла в редакцию «Новых колёс».

— Пожалуйста, помогите нам, — взмолилась женщина. — Мужу не платят зарплату! Он уволился ещё в ноябре 2008 года, а расчёт до сих пор не получил.

— А где работал ваш муж?

— В ООО «Морская звезда». Владелец компании — депутат Государственной Думы Асанбуба Нюдюрбегов. В вашей газете уже писали о том, что «Морская звезда» задолжала деньги морякам. Статья была опубликована в номере 134 и называлась «Смертный грех Нюдюрбегова. Чем правоверный депутат Асанбуба прогневил Всевышнего».

— Что же вы теперь хотите?

— Дело в том, что мой муж в газету не обращался. Он очень терпеливый и доверчивый человек. Другие моряки ходили по инстанциям, направляли иски в суды. А Сергей верил руководителям компании, которые всё время его кормили обещаниями: «Приходите тогда-то, будут деньги...» В результате восемь месяцев просидел без зарплаты.

«Хочу механика!»

С октября по декабрь 2007 года Сергей работал на рыболовецком судне «Лира», принадлежащем «Морской звезде», — вспоминает Ирэна Броневна. — Судно стояло в Польше на ремонте. 28 декабря 2007 года, перед самым Новым годом, муж вернулся домой. А уже 27 января 2008 года снова ушёл в рейс на пароходе той же компании — РТМК-С «Куршская коса». Причём, уезжал в большой спешке.

Нам домой позвонила Елена Витальевна Богоявленская, начальник отдела кадров ООО «Морская звезда». Объяснила, что в экипаж «Куршской косы» срочно требуется четвёртый механик. Мол, пароход стоит в рыбном порту в Калининграде, а каждый день простоя стоит сумасшедших денег.

У Сергея все документы были готовы, и он согласился пойти в рейс. Эта Елена Витальевна сама приехала за ним на машине и отвезла в порт. Сергея оформили четвёртым механиком. Он подписал договор с компанией на 6 месяцев. Из рейса сообщил, что они ловят рыбу в Северной Атлантике и отправляют в Санкт-Петербург.

Вроде у них на пароходе было всё нормально. На берегу начались проблемы. Я должна была получать по аттестату ежемесячно 12.000 рублей. Но, когда я приходила за деньгами в офис «Морской звезды» (проспект Калинина, 2), меня посылали подальше: «Ждите — сейчас нет денег!»

Впервые мне дали небольшую сумму (5.000 рублей) только в мае 2008 года. А ведь в октябре 2007 года, когда муж работал в Польше, у нас умер сын. Чтобы собрать деньги на похороны, я залезла в долги.

— «Морская звезда» вам помогла с похоронами?

— Какое там! Сергея даже не отпустили с работы. Сын был ему не родной, но он его воспитывал и очень переживал потерю. А уж как мне было трудно всё это перенести одной!..

Ирэна Броневна тяжело вздохнула и замолчала, пытаясь сдержать навернувшиеся слёзы.

— Я, когда вспоминаю то время, всегда плачу, — немного успокоившись, продолжила женщина. — Ну, вот... Обивала пороги этой «Морской звезды» в надежде получить деньги. А там всегда полно народу. Жёны, дети... Внутрь никого не пускают. Люди стоят прямо на улице, зимой и летом — снег ли, дождь ли...

Елена из отдела кадров выйдет: «Звоните в пятницу, будут деньги».

Люди кричат, ругаются... У «Морской звезды» ведь не один пароход! Однажды руководство компании вызвало ОМОН, чтобы разогнать толпу.

Тогда генеральным директором «Морской звезды» была Ольга Хазгалиевна Король. Я ей отправила несколько заказных писем по поводу невыплаты денег по аттестату, но ни одного ответа не получила. Однако мне всё же удалось выбить у них 30.000 рублей. С большим скандалом!

Подставной директор

— 13 августа 2008 год муж вернулся из рейса. Пошёл за зарплатой, а ему говорят: «Денег нет. Ждите».

Ходил в контору на Калинина регулярно, как на работу. А там всё время «кормили завтраками». В декабре 2008 года Сергей написал заявление в прокуратуру Калининградской области по поводу нарушения ООО «Морская звезда» трудового законодательства. Прокуратура направила бумагу в государственную инспекцию труда. Оттуда пришёл ответ: «В ходе проверки установлено, что задолженность по суточным составляет 2.250 долларов США... Руководителю ООО «Морская звезда» выдано государственное предписание, обязывающее до 31 декабря 2008 года выплатить указанную задолженность».

Сергей пошёл с этой бумагой к генеральному директору ООО «Морская звезда» Владимиру Александровичу Анашкину (прежний ген. директор Ольга Король тогда в «Морской звезде» уже не работала). Анашкин направил его к финансовому директору Андрею Витальевичу Шадрину. Муж показал Шадрину документ: дескать, платите — вам дано предписание. Так этот Шадрин ему отвечает: «Идите туда, где вам дали эту бумагу. Пусть они вам и заплатят!» Представляете?

Я потом сама разговаривала с Анашкиным. Он всё время обещал, что продадут какой-то пароход и тогда появятся деньги. А однажды мне шепнул: «От меня мало что зависит. Я здесь — как подставное лицо!»

В итоге (несмотря на предписание трудовой инспекции!) первый раз мужу выдали деньги только 10 апреля 2009 года. Всего 65.000 рублей.

Причём компания произвела расчёт по тому курсу валюты, который был, когда судно уходило в море. То есть 24 рубля за доллар. А по закону они должны производить расчёт по курсу на день выплаты. В общей сложности муж недополучил 3.000 долларов США: $300 за время работы в Польше на ремонте РТМК-С «Лира» и $2.700 — за рейс на РТМК-С «Куршская коса».

В мае 2009 года мы обратились к адвокату, чтобы подготовить иск в суд. Хотя Анашкин уговаривал меня не доводить дело до суда. Дескать, он компенсирует и те 15.000 рублей, что мы отдали адвокату, и выплатит всю зарплату. Тогда я предложила: «Дайте такую расписку — и мы не пойдём в суд!» Но он сразу ретировался — в свой кабинет.

Кинули на деньги

Адвокат запросила в «Морской звезде» копию приказа об увольнении мужа, копию расчётного листа, а также просила сообщить, какие суммы и по какой причине ему не выплачены.

Расчётный лист мне выдали на днях. Но там так нахимичили!.. Почему-то написали, что Сергей в октябре-декабре 2007 года работал в Калининграде, а он в это время был в Польше. Наверху листа приписали, что он матрос 2-го класса. Хотя он ходил в рейс на «Куршской косе» 4-м механиком. Это и договор подтверждает!

Недавно в инспекции труда мне сказали, что «Морская звезда» объявлена банкротом, а Анашкин оштрафован на 4.000 рублей и освобождён от занимаемой должности. По решению Московского районного суда Калининграда Владимир Анашкин дисквалифицирован на 1 год. Но знающие люди из их конторы мне по секрету сказали, что он как работал, так там и работает.

А недавно пришло письмо из прокуратуры Московского района. Я была в шоке! Вот бумага — почитайте: «Проверкой установлено, что ООО «Морская звезда» задолженности по заработной плате перед вами не имеет... Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».

Как это понимать?

— Ваш муж всё же обратился в суд?

— Пока нет, так как Сергей сейчас в море. Но заявление Генеральному прокурору РФ он написал: «Я устал обивать пороги областной и районной прокуратур — там просто занимаются отписками. В море мы, моряки, каждую минуту рискуем своей жизнью. Порой приходится работать без отдыха. А в итоге нас просто «кидают на деньги».

— А где сейчас работает Сергей Борисович?

— На судне «Иосиф Шмелькин». Оно принадлежит другой компании — «Фор».

...Надо добавить, что в апреле 2009 года суд Московского района удовлетворил пять исков моряков «Морской звезды» — всем им фирма Нюдюрбегова должна деньги.