Открытое письмо Валерия Алиева Николаю Цуканову

Уважаемый Николай Николаевич!

Вернувшись недавно из Москвы, где я работал последнее время, я столкнулся с некоторыми непонятными и странными вещами, которые и заставили меня написать Вам письмо. Для Калининградской области я человек не посторонний: из шестидесяти лет жизни и сорока лет, отданных мною сцене, тридцать приходится на калининградский период. Думаю, это немалый срок, чтобы быть калининградцем (каким я себя и считаю), не родившись в нашем регионе.

 

Прежде чем перейти к сути письма, позволю себе небольшую преамбулу.

Горбачев, вернувшись с Фороса, сказал: «Я уехал из одной страны, а вернулся в совершенно другую» — то же самое могу сказать и я. Я вернулся в край, которым управляет новый руководитель, и в культуру, которой руководит новый министр культуры. Все логично: время течет, меняется все вокруг.

Естественно, перед своим приездом я послал Вам письмо, извещая о своих намерениях и планах. Это письмо Вы переправили (думаю, даже не читая) в соответствующее профильное подразделение, в нашем случае — министерство культуры, что для нас тоже вполне естественно. Я даже получил ответ на свое письмо, традиционно «ни о чем». Некая неестественность началась несколько позже, после того как я, приехав в Калининград, записался на прием к министру культуры и, дождавшись назначенных мне даты и времени, попал наконец в долгожданный кабинет (кстати, за все тридцать лет моей работы в Калининграде это ПЕРВЫЙ случай, когда для встречи с руководителем культуры региона мне пришлось записываться и выжидать своей очереди).
Поэтому, уважаемый Николай Николаевич, я и решил обратиться к Вам через газету. В этом случае я, во-первых, могу быть уверен, что письмо будет Вами прочитано, а не переслано в министерство культуры. А во-вторых, учитывая время ожидания приема у министра культуры, боюсь, встречи с Вами я вообще не дождусь, а значит, не успею высказать все наболевшее лично Вам. А поделиться сокровенным хочется.

Это была преамбула. А теперь хочу перейти к теме разговора.

Наша беседа с министром культуры продолжалась около десяти минут и оказалась абсолютно бессмысленной, показав полное незнание госпожой Кондратьевой ситуации и сути вопроса, несмотря на заранее предоставленные ей материалы по теме предстоящего разговора. Хотя, возможно, это было не незнание, а простое неприятие и нежелание сотрудничества.

Речь на встрече шла о предстоящем в 2012 году двадцатилетнем юбилее международного конкурса вокалистов имени Зары Долухановой «Янтарный соловей» и проведении в Калининграде юбилейного 10-го конкурса. Из разговора с госпожой Кондратьевой я узнал, что в 2012 году министерством культуры планируется проведение множества не менее значительных мероприятий, в том числе конкурсов и музыкальных фестивалей. Поэтому организаторам «Янтарного соловья» надо просто подать заявку и встать в очередь на финансирование, а «быть» или «не быть» — решит конкурсная комиссия. Кроме этого, министром культуры было высказано еще несколько замечаний и предложений о проведении конкурса, настолько нелепых, что нет смысла приводить их здесь: они убедили меня в полном незнании собеседником предмета разговора.

По сути все вроде бы правильно, все следует букве закона. Я рад, что в нашей области идет столь активная творческая жизнь. Но когда министр культуры не владеет информацией или, что еще хуже, оперирует непроверенными фактами, предоставленными ее помощниками, то грош цена и такому министру, и такому окружению, которое подставляет таким образом своего начальника. Именно поэтому хочу вкратце рассказать Вам о предмете разговора.

Конкурс «Янтарный соловей» — изначально калининградское детище, бережно взращиваемое в нашем регионе уже двадцать лет. И все эти годы и губернаторы, и начальники от культуры в той или иной степени понимали значимость и ценность подобного конкурса, у истоков которого стояли самые выдающиеся звезды ХХ века — Ирина Константиновна Архипова и Зара Александровна Долуханова. За эти годы конкурс стал событийным явлением во всем музыкальном мире, его знают и ждут не только в России, но и в Европе, Азии, Америке.
Но... госпожа Кондратьева призналась, что почти не слышала нем. Может быть, вина организаторов в том, что, пропагандируя конкурс в России и других странах, они мало внимания уделяли своему региону, малым городам нашей области, откуда и пришла к нам госпожа министр. Однако одного этого незнания оказалось достаточным, чтобы проведение конкурса оказалось под огромным вопросом. Между тем десятки и десятки предприятий и фирм со всей области всячески помогали «Янтарному соловью» все эти годы. И мы гордимся тем, что среди многих поддерживавших конкурс значатся и гусевские предприятия: завод СТА и комбикормовый комбинат. Производства, весьма далекие от музыки, но, по-видимому, более близкие к культуре, нежели их «именитая» ныне землячка. 
Есть события большие и не очень большие, важные и менее важные... Но есть события ЗНАКОВЫЕ. Именно таким знаковым событием для нашей области является конкурс вокалистов «Янтарный соловей». Во всех странах и городах он однозначно ассоциируется с Калининградом, а значит, вот уже двадцать лет работает на положительный имидж региона, который благодаря этому конкурсу называют «Меккой камерного пения», а сам «Янтарный соловей» давно снискал себе славу «творческой лаборатории камерного пения». А сегодня на сайт конкурса приходят десятки тревожных писем от людей из разных городов, встревоженных задержкой объявления условий и сроков его проведения. Я как президент конкурса был вынужден разместить на сайте объявление, что в связи с приходом к власти в Калининградской области новых руководителей, для которых «Янтарный соловей» является неизвестным и не имеющим ценности, время и место проведения юбилейного 10-го конкурса пока остаются открытыми, потому что в Калининграде при подобном отношении нынешнего руководства он не может быть проведен (для интересующихся: адрес сайта: www.yantsolzara.ru).

Наш регион анклавный. Об этом постоянно говорят и пишут. Но когда эта самая анклавность проникает в мозги, тогда могут произойти необратимые явления. Сегодня общество переходит от промышленного к информационному, то есть не только деньги и ресурсы формируют конкурентное преимущество. Многое сейчас зависит от талантливых сотрудников и руководителей, их синергии. Поэтому в такой ситуации имеет смысл предельно сосредоточиться на талантах.

Хочу задать Вам, Николай Николаевич, вопрос: сколько Вы лично (или хотя бы руководители Ваших ведомств) тратите на аудит талантов, на политику по их привлечению? Когда в последний раз обсуждался этот вопрос? Если у Вас на обсуждение бюджета уходит намного больше времени, чем на работу с талантами, то выражение «кадры решают все» для вас потеряло всякий смысл.

Мы любим и продвигаем обычно тех, кто говорит о нас приятные слова (часто льстивые), кто к нам хорошо относится, а не тех, кто обеспечивает наилучший результат. Называть это можно по-разному. Первосортные руководители набирают себе первосортных подчиненных (на разных уровнях), тогда как второсортные приглашают третьесортных. То есть главный остается главным, но важно понимать, кого он привлекает. Если руководитель не смог взять на работу более сильных людей, чем он сам, то это превращается в проблему для всей организации, а в данном случае — и для всего региона.

Калининградский регион вопреки всему — регион высокой культуры. Здесь работает ряд высококлассных музыкантов, актеров, писателей, художников, музыкальных и театральных коллективов. И управлять всем этим богатством (если только к подобным людям подходит слово «управлять») имеет право только такой же профессионал. Ленин в пылу политучебы утверждал, что каждая кухарка должна уметь управлять государством. Наша жизнь показала нехватку квалифицированных кухарок на местах, и мы имеем то, что имеем. На мой взгляд, впервые за последние десятилетия в нашем крае такое беспомощное и непрофессиональное управление культурой.

О конкурсе «Янтарный соловей» написано много, очень много. И в региональной прессе, и в центральной, и в зарубежной. Последняя статья — в центральном журнале «Музыкальная жизнь», № 12 за 2010 год (это на всякий случай, для сведения: а вдруг министерство культуры выписывает этот журнал и даже читает его?), называлась пророчески — «Что мешает петь “Янтарному соловью”». В этой статье ведущие профессора нескольких стран пространно рассказывают о значении нашего конкурса для всей музыкальной культуры. Думаю, мои рассуждения частично ее дополнили.

В 356 до н. э. Герострат сжег храм Артемиды Эфесской (считался одним из 7 чудес света) — для того, чтобы обессмертить свое имя. Нечто подобное происходит сегодня и в нашей области. Нынешняя власть уже «обессмертила» себя, «уничтожив» целый ряд храмов культуры, безвозмездно передав их православной церкви, несмотря на мощный протест населения (или «электората», как нас теперь называют). Очень не хотелось бы, чтобы и у конкурса «Янтарный соловей» появился свой Герострат, который тоже может войти в историю только таким способом — уничтожив еще один, на этот раз духовный, памятник.

Вот, собственно, и все, чем я хотел, уважаемый Николай Николаевич, с Вами поделиться. В беседе с министром культуры я не затронул проблему своего собственного трудоустройства в родном городе, хотя абсолютно убежден, что мои знания и умения, которые максимально используются многими консерваториями и вузами России и других стран, вполне могли бы пригодиться и в Калининграде. Но, по-видимому, это как раз и относится к проблеме «работы с кадрами». Подчеркиваю, что это лишь мои личные наблюдения и выводы, которые не обязательно являются окончательными и неоспоримыми. Хотя есть вещи, о которых спорить не хотелось бы: это сохранение духовности и нравственности, превалирование профессионализма над бездарностью, честность во всех ее проявлениях — и, в первую очередь, перед своим народом. И не на бумагах или в парадных выступлениях, а в конкретных делах. Может быть, именно поэтому где-то в глубине души есть надежда, что на сайте конкурса рано или поздно появится новое сообщение: «Уважаемые конкурсанты! Очередной, десятый, юбилейный конкурс состоится!»

P. S. Вот только где и когда...

С уважением народный артист России, президент международного конкурса вокалистов имени Зары Долухановой «Янтарный соловей», почетный профессор Лондонской Русско-Британской музыкальной академии Валерий АЛИЕВ