Один у переправы

В минувшую среду вице-премьеру правительства Юрию Шалимову пришлось взвалить на себя тяжелое бремя ответственности за действия компании «КД авиа»


С вечера вторника до полудня среды вокруг деятельности компании «КД авиа» царила нездоровая, но, к сожалению, уже ставшая традиционной суета. Напомним, что около 7 вечера в аэропорту скопилось более 400 пассажиров различных рейсов, в основном - зарубежных. Несколько часов они ждали, когда же будет объявлена посадка, однако единственная информация, которая поступала из недр компании, - рейсы задерживаются. Раздраженные пассажиры звонили родным и близким, от тех информация дошла до журналистов, и молчать более было невозможно. Около 8 часов вечера пресс-служба компании распространила заявление, из которого следовало, что дела «КД авиа» плохи: долги лизинговым компаниям не позволяют выполнять рейсы, и они откладываются на следующий день. Пассажиров достаточно оперативно разместили в гостиницах, однако, по данным информагентств, не всех (по крайней мере - за пределами Калининграда). Так, РИА «Новости» со ссылкой на пассажирку в аэропорту Тель-Авива сообщило, что там пытавшиеся вылететь в Храброво граждане были вынуждены проводить время в зале ожидания.

Ситуация оставалась неопределенной до полудня среды. Пресс-служба компании, мало доступная журналистам, все же сообщила через некоторые СМИ, что в течение дня отложенные рейсы будут выполнены. Однако ни ее сотрудники, ни даже их непосредственный руководитель, исполнительный директор компании Леонид Ицков не в состоянии были объяснить, когда именно наступит этот счастливый для пассажиров момент. Зато активно проявила себя Росавиация: ее представители вначале сообщили, что самолеты «КД авиа» находятся под арестом из-за долгов, а затем пообещали, что в случае, если до 15 апреля проблемы с банками, кредитами и прочим у компании улажены не будут, то она может лишиться сертификата эксплуатанта летательных средств.
Наконец, около часа дня по местному времени, началась регистрация на первый из отложенных рейсов. В 14.00 он вылетел в Москву; вслед за ним понемногу стали уходить по своим маршрутам и другие самолеты компании. Пытавшихся весь день получить в правительстве хоть какие-нибудь комментарии относительно происходящего пригласили на брифинг вице-премьера Юрия Шалимова. В этой нездоровой обстановке ему предстояло пролить свет на ситуацию с компанией, занимающей доминирующие позиции на рынке авиаперевозок в регионе.

К сожалению для него, никто из представителей компании не явился, чтобы разделить бремя ответственности перед прессой. Однако надо признать: держался господин Шалимов молодцом. На первый же вопрос - что происходит? - он ответил в стилистике нынешнего премьер-министра

Владимира Путина, когда тот отвечал на вопрос американского телеведущего Ларри Кинга о судьбе подлодки «Курск». «Произошла задержка вылетов рейсов "КД авиа", о чем компания заявила всем пассажирам и предупредила, что задержка будет на сутки, - заявил он. - Что на самом деле и было».

Когда журналисты попытались выяснить причины такого поворота событий, вице-премьер, оставшийся в области на хозяйстве (Георгий Боос взял краткосрочный отпуск), стал несколько более многословен. Он сообщил, что случившееся стало следствием финансовых проблем во взаимоотношениях с лизингодателями и контрагентами, преследовавших компанию с февраля. Правда, на самом деле эти проблемы уходят корнями в куда более далекие времена, но можно ли судить чиновника за столь незначительную оплошность? «В понедельник был очередной платеж, который должны были сделать "КД авиа", в понедельник они не смогли проплатить, и была вот такая остановка эксплуатации самолетов», - заявил господин Шалимов.

Когда журналисты попытались выяснить, насколько законной является подобная остановка деятельности, вице-премьер, вероятно, понял, что как-то проигрывает, причем на своем поле, и перешел в контратаку. Быстренько сообщив о том, что остановка эксплуатации предусмотрена договорами, он принялся рассказывать о многочисленных успехах, которых добилось правительство области в столице в деле реанимации задыхающейся под бременем долгов авиакомпании. По его словам, 1 апреля на совещании у его федерального коллеги Сергея Иванова были найдены «все решения по тому, как дальше будет работать "КД авиа"». Стоит ли уточнять, что решения эти касаются единственного существующего средства поднять компанию с колен - оказания государственной поддержки? «Согласно протоколу, к 10 числу должна быть найдена полностью схема, объемы финансирования, чтобы "КД авиа" работала устойчиво, наращивала объемы перевозок и работала без каких-либо сбоев, - постарался обнадежить корреспондентов Юрий Шалимов. - Дальше у нас проблем с "КД авиа" быть не должно».

Казалось бы, после такой тирады, учитывая концентрацию государственных и приближенных к государству СМИ в кабинете вице-премьера (3 из 4 телеканалов), можно было и остановить беседу. Но тут, к сожалению господина Шалимова, у него поинтересовались подробностями соглашений и механизмами поддержки. С деталями, в которых, как известно, кроется дьявол, все оказалось значительно сложнее. «Я в детали сегодня не буду вас посвящать только по одной простой причине: когда придут уже все официальные бумаги и они будут у нас в руках, тогда и поговорим», - заявил вице-премьер реального сектора. С его слов выходило, что чиновник опасается, как бы то, что он скажет, не пошло вразрез с формулировками в бумагах и кто-нибудь не решил использовать эти заявления себе во благо или другим во вред. И если вы думаете, что это была самая хитроумная формулировка этого брифинга, то вы глубоко заблуждаетесь.
Одна из журналисток робко сообщила, что налогоплательщики, в том числе - и в ее лице, не прочь бы знать, как именно будут потрачены их деньги. «Я думаю, что всем налогоплательшикам как раз интересно, чтобы российский бизнес развивался, российские компании развивались», - ответил на это господин Шалимов. И даже вспомнил о тех несчастных налогоплательщиках, которые трудятся в самой компании. Напомним: долг по зарплате перед ними неуклонно приближается к отметке в две сотни миллионов рублей. В итоге вице-премьер пообещал собрать журналистов и рассказать им о деталях и механизмах поддержки «КД авиа» не позднее чем через пару недель.
Последние вопросы, если смотреть на происходящее со стороны правительства, были совсем уж неудобными. Так, корреспондент «ТР-VIP» поинтересовался судьбой пакета акций авиакомпании, некогда принадлежавшего области. Напомним, что ранее губернатор заявлял, что сей пакет оказался «исчезнувшим с нарушением процедур, установленных действующим законом "Об акционерных обществах"». Однако, по мнению Георгия Бооса, нынешний собственник «КД авиа», банк «Санкт-Петербург» вошел в положение и согласен вернуть области акции по «символической цене».

Юрий Шалимов пошел еще дальше - и ход его мыслей был еще интереснее. Он заявил - буквально - что пакет акций был «растворен». «Фактически пакет администрации области был растворен, и он стал там мизерный, который ни на что не влияет, никакой роли оказать не может», - расставил точки на i господин Шалимов. Как именно, кто именно и каким именно растворителем растворял 9-процентный пакет акций, вице-премьер уточнить не смог: по его словам, всех документов он не видел.
Напоследок корреспондент «ТР-VIP» задал мучивший его на протяжении всего брифинга вопрос: почему Юрий Шалимов в одиночку вынужден оправдываться перед журналистами за действия авиакомпании, почему рядом с ним не сидит, к примеру, исполнительный директор «КД авиа» Леонид Ицков или, что было бы еще уместнее, недавно назначенный генеральный директор компании господин Болдырев. Лицо вице-премьера исказила обида. Он заявил, что вовсе не оправдывается, а рассказывает о совместных действиях правительства области, федерального кабинета министров и компании. Направленных на поддержку важного для области проекта. Верилось в это, с учетом всего вышесказанного, с большим трудом.