Нам любые дóроги дорóги…

На прошедшем 27 мая заседании экспертный клуб филиала Фонда развития гражданского общества в Калининграде обсудил тему «Российский регион в фокусе внимания федерального центра. Проблема-2016, анализ текущей ситуации, прогнозы и перспективы развития области» по итогам визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Калининград, состоявшегося 13 мая 2014 года

 


Ударопрочный авианосец в потемках — или сверкающая, но все-таки стеклянная витрина? Какое бы будущее для Калининградской области ни выбрала Москва, но здесь жить именно нам, а не кому-то другому. В том смысле, что при любых вариантах развития отношений между Западом и нашей страной калининградцам будет нужно кормить свои семьи и содержать жилища. Вопрос о хлебе насущном везде и всегда стоит остро, но в случае явно несамодостаточной экономики вечноянтарного края это вопрос жизни и смерти маленькой России посреди большущей Европы.

До сих пор так и не стало ясно, какую именно роль федеральный центр отводит нашему анклаву: то ли мы должны изображать непотопляемую и вооруженную до зубов твердыню посреди относительно благополучной, но уже утомившейся от наших демаршей Европы, то ли мы — музейная витрина российской жизни с человеческим лицом (для внешнего, естественно, употребления)… В общем, скорее всего и сама Москва пока еще этого не понимает, да и вообще она традиционно предпочитает решать проблемы по мере их поступления. Понятно, что от самого калининградского региона, как бы он ни пыхтел, мобилизовывался и предлагал стратегии и сценарии позитивного развития, мало что зависит: решение о будущем вечноянтарной области при нынешнем раскладе сил будет приниматься отнюдь не на берегах Балтики, выбор будут диктовать из златоглавой и белокаменной, предпочитающей руководствоваться своими представлениями о справедливости мироустройства, недоступным обычным жителям России.

Впрочем, по мнению экспертов местного отделения Фонда развития гражданского общества, гадать на кофейной гуще не обязательно: мол, частично ответы на вопросы о будущем янтарного эксклава (в контексте так называемой «проблемы-2016») содержатся в поручениях Дмитрия Медведева, данных по результатам прошедшего 13 мая в Калининграде правительственного совещания. Однако в понимании этих ответов сами эксперты, ворча друг на друга, разошлись довольно сильно.

В формате круглого стола своими мнениями делились известные в регионе экономисты и бизнесмены, политики, ученые, преподаватели вузов, представители общественности, редакторы ведущих калининградских СМИ и интернет-блогеры. Особый акцент собравшиеся сделали на решении проблемы 2016 года, в котором, как известно, часть калининградских предприятий лишится льгот и преференций переходного периода, установленных федеральным законодательством об ОЭЗ в КО.

Наибольший оптимизм заметен в умозаключениях той части экспертов, которые представляют бизнес-сообщества и большие корпорации. Например, высказавшийся первым Андрей Романов, президент областного ССП, с 2005 по 2010 годы возглавлявший региональный минсельхоз, отметил, что, мол, хотя и рано подводить итоги визита (документов-то нормативных пока никто еще не видел), но сам факт проведения в области совещания с участием премьер-министра и членов правительства РФ уже является положительным знаком для нашего бизнеса. Также, по его словам, сейчас в ОЭЗ работают 94 резидента с общим объемом инвествложений, несколько не дотягивающим до сотни миллиардов рублей, что составляет почти три годовых региональных бюджета, но при этом структура экономики все равно остается весьма зависимой от предприятий переходного периода, которых в регионе насчитывается более 500. «Выключи» эти предприятия «одним щелчком по кнопке» — и КО мгновенно погрузится в социально-экономический кошмар. Проблема, дескать, обсуждается уже давно, но только вот сейчас — после визита ДАМа — появились механизмы ее решения, за что бизнес-сообщество региона прямо-таки благодарно федеральному центру, лицом которого на сей раз стал премьер. При этом общая тональность всех экономических экспертов все равно сохранила тревожно резонирующую ноту: ведь все прекрасно понимают, кто на самом деле является последней инстанцией, и тревогу испытывают оттого, что посредником при объявлении решения Москвы выступил Дмитрий Анатольевич, в прошлом неоднократно окончательно и бесповоротно устанавливавший многое, быстро забытое всеми, включая его самого. Вот народ и нервничает: а вдруг это просто опять своеобразная игра слов, да и вообще — не должность премьера красит человека, а вовсе наоборот.

Но тревогу эту представители реального сектора облэкономики тщательно в себе давили и прямо-таки в один голос плели словесные кружева о том, что имеет место определенная позитивная динамика восприятия федеральным центром «проблемы-2016» и что надобно ждать и верить, что политрешения на уровне правительства РФ, принятые 13 мая в Калининграде, будут конвертированы в нормативные правовые акты на благо нашего региона. И вообще: если не верить в это, то как жить?

К примеру, президент КТПП Алексей Зиновьев сослался на утверждение госпрограммы развития КО и реализацию якорных инфраструктурных проектов — строительство АЭС, проведение ЧМ-2018: «Отношение федеральных властей к проблемам развития Калининградской области достаточно позитивное, и это радует!» Присутствовавшие вполне искренне кивали головами, что — да, госпрограмма и якорные проекты. Хотя неясно прозвучавшие ворчливые голоса резонеров, с которыми, как говорится, нам не по пути, уточнили, что госпрограмма, сократившаяся с полутора триллионов рублей до нескольких десятков миллиардов, вряд ли о чем-то может свидетельствовать, кроме как о действительном отношении к потребностям региона, а уж накрывшееся медным тазом строительство АЭС с учетом неясного будущего ЧМ-2018 и вовсе упоминать как-то совестно: вдруг кто задумается над очевидным? Более того, если взяться за подозрительно преувеличенную радость регионального правительства насчет перспектив угольной генерации электроэнергии — то вообще неудобно получится: вроде как готовят нас к тому, что Литва с газовыми магистралями может закапризничать — и вот оно, светлое будущее единственного по-настоящему европейского города России, в угольно-черном дыму и саже. 
Да и сам господин Зиновьев вдруг сообщил, что еще необходимо посмотреть, как будут сформулированы итоговые документы, как все же будут реализованы предложенная правительством частичная компенсация и продолжение поддержки существующей модели для предприятий-«переходников», поскольку все могут самостоятельно пронаблюдать последствия конкурентной борьбы нашего бизнеса с компаниями из других районов РФ. А возможности лоббистов крупного бизнеса из большой России в плане организации изготовления «правильных» правовых актов ни в какое сравнение не идут с нашими возможностями. И поэтому в отсутствие серьезной политической воли, способной пойти наперекор интересам российских монополистов (что само по себе было бы весьма удивительным событием в отечественной истории), перспектив у крупных калининградских предприятий в общем-то немного, а деньги, предназначенные на поддержку облэкономики, сумеют оприходовать и без них.

Наверное, наиболее позитивно визит Дмитрия Медведева оценил Александр Шендерюк-Жидков, финансовый директор региона «Россия и СНГ» в ООО «Управляющая компания “Содружество”». Он считает, что это сигнал о поддержке бизнеса властью и активном участии федерального центра в решении проблем региональной экономики: «Настроение бизнеса после встречи с премьер-министром весьма оптимистичное. Всегда приятно, когда бизнес слышат, на его запросы реагируют, поскольку для бизнеса личная, персональная обратная связь с лицами, принимающими решения, иногда важнее, чем решения власти, материализованные в законы, протоколы и поручения». Впрочем, тут нужно еще учитывать, что компания «Содружество» была персонально упомянута в протокольных поручениях премьер-министра, и поэтому некоторую поправку к заявлениям Александра Шендерюка-Жидкова в связи с этим фактом сделать все-таки необходимо. 
Поэтому стоит прислушаться, например, к представляющему экономическую мысль, свободную от оков предприятия, вынужденного исходить из суровых отечественных реалий, доценту кафедры экономики и предпринимательства КГТУ Владимиру Кузину, который немного остудил лояльный восторг других экспертов из реального сектора. Мол, поддержка новых инвесторов в рамках действующего закона об ОЭЗ может нанести существенный ущерб социально-экономическому развитию региона: «Смена условий ФЗ-13 на условия ФЗ-16 привела к смене источников компенсаций. Предыдущий закон поддерживал предприятия за счет федерального бюджета, а нынешний изымает средства на поддержку предприятий за счет КО. Сложилась парадоксальная ситуация: область с появлением новых инвесторов по ФЗ-16 теряет средства. Чем больше инвесторов, тем меньше средств на развитие, поскольку социально-экономическая нагрузка возрастает, а возможностей для того, чтобы создать нормальную инфраструктуру, что-то развивать — нет». Возражать ему было бессмысленно, поскольку он констатировал фактическую сторону происходящего, а как решить эту проблему, не заставив Москву отсыпать еще денег из федерального бюджета и не войдя при этом в клинч с предприятиями-конкурентами из других регионов страны, из калининградских управленцев не знает никто. Это подтвердил и Михаил Городков, экс-заместитель министра экономики области (2011–2013), замдиректора калининградского филиала ООО «Автотор-Холдинг», который свои умозаключения почему-то назвал сдержанно оптимистическими: «Наша экономика выстроена таким образом, что она нуждается в постоянной подпитке федеральной властью через какие-то льготные механизмы, бюджетные субсидии и таможенные преференции. И практика показывает, что это позволяет нашим конкурентам из других регионов России, лоббируя свои интересы, сводить на нет все решения, принятые в пользу калининградской экономики». Поэтому представитель «Автотора», очевидно настроенный не оптимистично, а реалистично (что на самом деле сродни интенсивному пессимизму), считает: следует сосредоточиться на контроле за разработкой федеральным центром таких правил игры, какие нужны Калининградской области. В противном случае овчинка выделки не стоит и через какое-то время, когда закончится «сдержанная эйфория», все опять вернется на круги своя и КО снова окажется у разбитого корыта. От которого, впрочем, она никуда и не уходила.

В несколько критичном духе об итогах визита высказались и другие эксперты. Георгий Дыханов, региональный бизнес-омбудсмен, вещал о том, что нельзя планировать развитие региона в рамках старой парадигмы мышления: мол, никакие субсидии конкретным предприятиям, определение точек роста или пара-тройка эффективных проектов не вытащат всю калининградскую экономику в целом. «Это старое мышление просматривается в работе многих министерств, — рубил сплеча эксперт с госдолжностью, — и пока мало сделано для того, чтобы решить проблемы региона в целом». В конце своего спича Георгий Дыханов вдруг договорился до весьма смелых идей: можно, дескать, рассмотреть ситуацию с офшором, как это фактически произошло с Крымом. Если развивать идеи господина Дыханова дальше, то, скорее всего, регион должен стать территорией, изъятой из российского экономического пространства. Учитывая, что политика неизбежно следует за экономикой (обратное верно не всегда), в случае реализации «офшорной» идеи точно оценить дальнейшие геополитические перспективы «тридевятого царства» не сможет никто.

Юрий Пятанов, президент Ассоциации морских агентов и экспедиторов, генеральный директор «Транс-Эксим», решил заострить внимание на извечной проблеме голодающей калининградской падчерицы при явно неравнодушной к ней санкт-петербургской мачехе. По его мнению, одной из самых актуальных проблем будущего нашей экономики является использование админресурса центра СЗФО в межрегиональной экономической конкуренции: «Нам необходимо достучаться до Москвы, чтобы калининградская таможня, управление портом и прочие подобные учреждения и организации были переподчинены федеральному центру — тогда Калининграду будет проще решать вопросы, обеспечивающие его экономическое развитие».

Эксперты из других сфер заняли скептическую позицию. Например, представители конкурирующих во всем информационных порталов «Новый Калининград.ru» и Rugrad.eu в этот раз высказывали довольно схожие сомнения. Алексей Милованов заявил бизнесменам, что журналистов отличает хорошая память, в которой сохранились все обещания федеральных и региональных властей и примкнувших к ним «оптимистичных» бизнесменов. И вот прошло уже много времени, а изменений к лучшему до сих пор нет. И по всему заметно, что федеральные и региональные власти до сих пор не определились со сценарием будущего КО. Это как раз-таки и мешает власти и бизнес-сообществам сосредоточить усилия на конкретных инвестпроектах, от которых был бы какой-то толк для жителей региона. Вадим Хлебников в свою очередь сообщил, что в рамках принятых решений субсидирование предприятий практически не затронет субъекты малого и среднего бизнеса. А ведь именно они являются основой соцстабильности и вносят существенный вклад в экономику.

Размышления журналистов настолько раздраконили представителей крупного бизнеса, что даже послышались возгласы с требованием определиться («С кем вы, мастера культуры?!») и проявить лояльность и позитив в освещении проблемы. Пресса лояльничать отказалась: наиболее скептический взгляд продемонстрировал Илья Стулов, собственный корреспондент газеты «Невское время», который заявил, что федеральный центр никогда не будет выделять Калининград как регион, требующий разработки специальной региональной политики, из чего можно сделать выводы о результатах дальнейшей конкуренции нашего анклава с другими экономическими центрами России. Иными словами и применительно к перспективам Калининграда — «оставь надежду всяк сюда входящий!».
Из прочих умозаключений, наверное, можно отметить выступление бывшего председателя калининградского горсовета

Александра Пятикопа — он, непривычно осторожничая, выразился очень дипломатично: мол, подозрительно, что ни один из известных документов не фиксирует собственную позицию федералов по отношению к Калининграду, а все, что имеется — это некая рефлексия Москвы на решительные заявления из вечноянтарного края. Очень мрачно прозвучало мнение Андрея Иванова, известного блогера и директора АНО «Центр развития общественных отношений», сообщившего, что действия, предпринимаемые для решения проблемы развития региональной экономики, носят консервативный характер и целиком ориентированы на 2016 год. При этом совершенно не рассматривается сценарий на 2017–2018 годы. 
Однако при всем этом можно сделать один, казалось бы, парадоксальный вывод. Что бы там ни решила Москва о нашем будущем, любая дорога, которую она изберет для нашего региона, — это дорога к счастью. Самой большой проблемой для развития экономики являются неопределенность и недоверие. Как только определенность появится, бизнес сможет планировать свое будущее и начать развиваться, что, собственно, и нужно людям, чтобы успокоиться и просто начать жить.

Источник: "Тридевятый регион"