В конце сентября в федеральной «Комсомольской правде» вышел громкий материал «Депутат особого назначения». В материале на всю страну был задан вопрос: «Связан ли экс-директор Калининградского морского порта Андрей Колесник с ОПГ?»
На этот вопрос «Комсомольская правда» со свойственной ей федеральной отстраненностью дает расплывчатый ответ.
Впрочем, не будем томить читателей и приведем пару абзацев:
«Еще в 2002 году милицейское начальство Калининградской области имело список активных членов ОПГ, которые находились под пристальным наблюдением в оперативной разработке. Среди прочих в списке значился и некий бывший спецназовец и спортсмен Андрей Колесник. По данным оперативников, в банде он отвечал за подбор новых членов и занимался проверкой новичков, а также консультировал главаря группировки.
По странному стечению обстоятельств человек с именем Андрей Колесник, выходец из Калининграда, сейчас является депутатом Госдумы. Однофамилец? СМИ сообщали еще в 2011 году, что Андрей Колесник, член ОПГ, был известен по кличкам Кинг-Конг и Андрюха Колесо за свою физическую силу и агрессивность. По информации журналистов, на счету ОПГ "Корсика" 7 заказных убийств, последнее из которых совершено в 2007 году. Впоследствии главарь банды был осужден.
Сейчас появились новые данные: оперативники не просто так сигнализировали руководству о банде и ее участниках, не все из которых, как оказывается, привлечены к ответственности. Эти сведения представляют особую важность особенно в свете нынешнего курса страны на очищение органов власти от криминала...»
Что для российской прессы один из эпизодов прихода криминала во власть, для калининградцев - реальная история из прошлого и настоящего города.
Так кто же представляет нашу область в Госдуме РФ?
С этим далеко не праздным вопросом мы обратились к тем калининградцам, которые хорошо знакомы с Андреем Колесником, имели с ним дело, были партнерами по бизнесу. Одним из них в течение многих лет являлся Владимир Владимирович Калиниченко - совладелец Калининградского морского торгового порта, знакомый с Андреем Колесником еще с бурных 90-х годов.
- Первый наш вопрос: как вы познакомились с Андреем Колесником?
- Познакомились мы заочно, в середине 90-х годов. Я тогда как раз решил заняться новым для себя бизнесом, и мой приятель посоветовал мне обязательно позаботиться о своей безопасности и обратиться к человеку, который, по словам знакомого, занимается «крышеванием». Так я узнал об Андрее Колеснике. Бизнес мой был сложным и некриминальным, и помощью Андрея мне пользоваться не пришлось.
А через пару лет мы уже познакомились лично - на кухне у приятеля.
К тому моменту я лет десять работал в порту, был заместителем руководителя самого большого перегрузочного комплекса.
В это время в стране шел процесс приватизации, который не обошел стороной и торговый порт. Доли в ТОО, принадлежавшие работникам порта, активно скупались некоторыми крупными предприятиями и частными лицами. В числе прочих заинтересованных людей был и Анатолий Хлопецкий, по поручению и за деньги которого Андрей скупал доли порта и искал тех, кто мог бы ему помочь в этом деле.
С этой целью он познакомился со мной и представил меня Владу Дорофееву, который был тогда мозгом всей операции завладения портом. Они просили меня оказать содействие в том, чтобы работники порта продавали свои доли именно господину Хлопецкому.
- Так вы помогли Владиславу Дорофееву и Андрею Колеснику? Стали работать на Анатолия Хлопецкого?
- Нет, я никогда не работал ни на Хлопецкого, ни на Колесника, ни на Дорофеева.
Я продолжал работать в порту все в той же должности заместителя руководителя комплекса и занимался своим бизнесом. При этом с Владиславом Дорофеевым и Андреем Колесником мы стали довольно тесно общаться - практически сдружились.
Понимая суть происходящего, я тоже стал покупать доли работников и знакомых. При этом юристы Колесника все оформляли на его фирмы. Почему именно так, Андрей в свойственной ему манере объяснил: «У вас могут доли отжать, а у меня нет, все знают, кто я».
- Так почему же владельцем торгового порта стал не господин Хлопецкий?
- Насколько мне известно, Дорофееву и Колеснику было поставлено условие: после приобретения пакета более чем в 50 процентов долей они на двоих получат премию в 600 тыс. долларов. Однако уже в процессе скупки у них начались серьезные трения с заказчиком: аппетиты у исполнителей выросли и, со слов финансиста все того же Хлопецкого, они, не дожидаясь премии, увели из сумм, выделенных на покупку, 500 -700 тыс. долларов.
Когда обнаружилось, что большая часть скупаемых за деньги Хлопецкого долей записывалась на людей и фирмы Дорофеева и Колесника, обстановка стала накаляться. Но тут абсолютно «случайно» у господина Хлопецкого возникли серьезные проблемы с налоговыми органами. В итоге он был вынужден продать свои акции за бесценок фирмам заместителя губернатора Горбенко - Михаила Каретного. Я слышал, что при этом господин Каретный за что-то заплатил большие суммы Колеснику и Дорофееву.
kolesnikНо и новому владельцу порта - Михаилу Каретному обладание акциями принесло лишь одни беды. После появления многочисленных проблем он вынужден был скрываться в Германии от следствия, а после возвращения в Москву на одни сутки был задержан в изоляторе.
А в это время Колесник и Дорофеев, воспользовавшись ситуацией, вновь получили контрольный пакет акций торгового порта. Сделать это было несложно, учитывая, что все сделки купли-продажи производились через подконтрольные им фирмы и физических лиц и все документы были у них на руках. Они успешно взяли порт под контроль, не затратив ни копейки собственных средств.
- А вас-то за что «ушли» с поста генерального директора порта в 2009 году?
- Акционеры заменили меня на Дорофеева без объяснения причин. Наверное, потому, что после кризиса 2008 года я начал мешать «доить» КМТП. До этого тот же Колесник постоянно пытался выдавить деньги для решения проблем то порта, то спорта. Потом часто оказывалось, что трудности КМТП либо искусственные, либо из мухи сделали слона.
Но Андрей обладает даром «убеждения»: после разговора с ним ты еще точно не понимаешь - за что, но уже веришь, что ты должен.
- И какие у вас сейчас отношения с Андреем Колесником?
- Андрей всегда партнер и друг, когда ты ему нужен. А сейчас я ему зачем?
Правда, акционеры обо мне не забывают. За раздутыми из ничего личными и деловыми проблемами (моими и моих партнеров) опять совершенно случайно маячат колоритные фигуры двух депутатов.
А тут еще не вхожие в порт акционеры с 42 процентами акций наивно хотят поуправлять и, страшно любопытные, много лет лезут в ревизионную комиссию. И суд подтверждает, что право такое они имеют. Но этим «законодателям» суд не указ. Финансовая прозрачность? Да, но только для двоих акционеров.
А так, по жизни, Андрей Колесник очень внимательный. Многие говорят: если неприятности - позвонит, посочувствует. Вот, дескать, сволочи какие, вам жить спокойно не дают. Правда, слышал, что кому-то он позвонил с соболезнованиями по поводу проблем, которые еще не начались! Экстрасенс, наверное, либо исполнитель проблем припозднился.
- Я вижу, вам есть что вспомнить. Не хотите поделиться с читателями?
- Я хочу, чтобы меня оставили в покое. Нельзя двигаться вперед, глядя в прошлое, - в прошлое, в котором интриги, скандалы, разборки.
После долгих колебаний я согласился на это интервью лишь по одной причине - хочу со страницы газеты уведомить своих бывших партнеров, что ухожу из порта.
Думаю, новые акционеры, не отягощенные грузом прошлого партнерства, жестко поставят все на свои места и не позволят оставить от порта только рога и копыта.