Ядерное оружие, беженцы, нефть. Почему то, что происходит в Турции, беспокоит весь мир

Пятые сутки международное сообщество напряженно взирает на происходящее в Турции. После первой мягкой (а, по мнению многих комментаторов, даже беспомощной) реакции мировых лидеров на пятничную попытку военного переворота в понедельник риторика руководства Евросоюза и НАТО стала приобретать более резкое, а подчас даже истеричное звучание. DELFI коротко рассказывает, почему события в Анкаре и Стамбуле так тревожат глобальный политический мир.

Буферная зона

Турция имеет стратегически важное географическое расположение. На востоке она граничит с Грузией, Арменией, Азербайджаном, Ираном; на юге — с Ираком и Сирией; на западе — с Грецией и Болгарией. И при этом страну омывают четыре моря - Черное, Средиземное, Эгейское и Мраморное. Другими словами, Турция представляет собой огромный уникальный транзитный коридор между Европой и Ближним Востоком, что особенно важно в контексте перемещения потоков беженцев, оружия, нефти и представителей радикальных исламских групп.

Ядерный чемоданчик

Турция является членом НАТО с 1952 года. Рядом с городом Инджирлик находится одна из крупнейших и самая восточная база ВВС США в Европе. По состоянию на 2016 год, в Инджирлике базируются самолеты KC-135, обеспечивающие треть дозаправки самолетов, участвующих в налетах на Сирию и Ирак. По данным мировых СМИ, на базе также находится крупнейшее хранилище ядерного оружия НАТО (порядка 50 водородных бомб B-61).

Другой важный момент: турецкая армия - вторая в НАТО после США по численности (по официальным данным на 2015 год, не считая резервистов, в армии служило 410,5 тыс. человек).

Резервация для мигрантов

С 2000 года Турия имеет официальный статус страны-кандидата в Евросоюз. Анкара также ведет переговоры с ЕС о введении безвизового режима. Брюссель до сих пор пытался всячески тормозить процесс переговоров, но Анкара выдвигает вопрос либерализации виз как основное условие для участия в решении проблемы беженцев.

Европа сильно зависит от Турции в вопросе регулирования миграционных потоков. Договор, который стороны подписали в марте этого года, предусматривает, что Анкара должна принимать назад всех мигрантов, которые переправляются с турецкого берега на территорию Греции нелегально, то есть на лодках контрабандистов. Причем, это правило применяется как к бежавшим из зоны военного конфликта, так и к экономическим переселенцам. В обмен на каждого нелегального мигранта, возвращенного в Турцию, ЕС принимает беженцев, которые уже находятся в этой стране. Приоритет должен отдаваться тем, кто не пытался нелегально проникнуть на территорию ЕС.

По данным Министерства внутренних дел Турции, на территории страны сейчас официально находятся 2,7 млн беженцев. В основном это выходцы из Сирии (о подробностях соглашения Турции и ЕС можно прочитать здесь).

С правом голоса

Турция глубоко интегрирована в систему международных организаций. Она является членом Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), ВТО, ООН и Совета Европы (СЕ). Последнее обстоятельство формально запрещает президенту Турции Тайипу Эрдогану даже упоминать о возможности введения смертной казни. Если турецкие власти пойдут на такой шаг, то страну могут исключить из Совета Европы, которая считается самой важной организацией в мире в области стандартов прав человека (о последствиях подобной процедуры DELFI писал здесь).

А вот ограничить права Турции в НАТО, как пригрозил вчера госсекретарь США Джон Керри, будет проблематично. Устав Североатлантического альянса не предусматривает процедуры исключения. Уйти из НАТО можно только добровольно. В истории организации подобных прецедентов не было.

На трубе

Турция имеет динамично растущую экономику и активно занимается внешней торговлей. В 2015 году ВВП Турции вырос на 4%, экспорт — на 9,6%. Крупнейшие рынки сбыта для турецких производителей – Германия, Великобритания, Ирак, Италия, США. При этом Турция и много покупает. Страна не обладает собственными крупными запасами полезных ископаемых, поэтому значительная часть турецкого импорта приходится на сырье, особенно углеводороды. В 2015 году "Газпром" суммарно поставил в Турцию 27,015 миллиарда кубометров газа. В январе этого года Турция начала импортировать сжиженный природный газ из США. Другие поставщики — Алжир, Катар, Нигерия, Иран.

Но для мировой экономики Турция, в первую очередь, является важнейшим транспортным хабом для поставок нефти и газа. Если в результате политических кризисов начнутся перебои с транзитом, это окажет ощутимый эффект для рынка нефти, прогнозирует Financial Times.

Родственные связи

Турецкая диаспора является одной из самых быстрорастущих диаспор мира. По примерным оценкам, на территории Евросоюза сейчас проживает порядка 4 млн. этнических турок (больше всего в Германии). Наблюдая за развитием политической ситуации в Турции, этот факт, безусловно, нельзя игнорировать.