Заметки из-за кордона-51

Еще раз про свободу

Немного воспоминаний: когда распадался Советский Союз, то, наверное, у большинства из тех, кто это одобрял, были свои причины и свои надежды на будущее. Мне, например, как сыну писателя и начинающему литератору грезился мир свободы слова и мысли, о котором так много рассказывали за рубежом.

SSSRТем более что я таки успел познакомиться с советской цензурой лично — после цензурного комитета от 200 страниц моей первой повести об армии осталось только 9, а «Юности», где она должна была печататься, пришлось от этого отказаться.

Ну, что тут скажешь — сбылась мечта! А если почитать многое в интернете, то и с перебором — кто бы тогда, в конце восьмидесятых, мог подумать, что долгожданная свобода говорить обернется свободой безнаказанно болтать для бездари и откровенных дураков?

Когда-то поэт писал:

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех —
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Во замшелый дедуля по нынешним временам! Что он понимал в продвинутых методах рубки бабла!

Впрочем, это о нынешней России — за что, как говорится, боролись, на то и напоролись. А вот с Западом все получилось гораздо забавнее — оказывается, нам просто врали, и их хваленая свобода слова куда менее свободная, чем нам грезилось в восьмидесятые, да и слова там приходится подбирать едва ли не тщательнее, чем в СССР.

Впрочем, Запад большой и всякий — на это раз я конкретно о странах Балтии. Дела в том, что недавно в Европе был представлен доклад «Европа censored 2020: подавление свободы слова в странах Балтии и на Украине». Ай-яй-яй, как Советским Союзом повеяло!

lesye bratiyaПричем некоторые истории прямо потрясают. Например, в Литве, в 2018 году депутат самоуправления города Клайпеды Вячеслав Титов выступил против размещения на стене Клайпедского университета мемориальной доски лидеру «лесных братьев» Раманаускасу-Ванагасу и назвал его виновным в убийствах тысяч людей.

И не без оснований — ведь «Лесные братья» под его командованием, если верить цифрам из литовской же «Книги памяти жертв партизанского террора», за несколько лет уничтожили 25 000 человек, в числе которых несовершеннолетние и даже младенцы.

Но у Литвы свои представления о справедливости — с Титовым никто не спорит. Просто прокуратура потребовала посадить его в тюрьму, а суд ограничился штрафом и последующим лишением депутатского статуса. Кстати, знаете ли вы, что в странах Балтии законодательно запрещено сомневаться в некоторых высочайше утвержденных истинах (вроде «оккупации Балтии Советским Союзом»)?

Под угрозой тюрьмы, между прочим! Это такая здесь свобода слова: говорите свободно, но только то, что разрешено! Нет, я не спорю, в страшном тоталитарном СССР человека, который громко усомнился в том, что Великая Октябрьская Социалистическая Революция была такой уж Великой, тоже бы не поняли.

Но принимать особый закон с уголовным наказанием за такое сомнение в СССР все-таки постеснялись! В общем, колхоз — дело добровольное: хочешь вступать — вступай, не хочешь — отдавай корову! Это если тоталитарно. А если свобода слова, то можно и в тюрьму. Главное, чтобы демократично — т. е. по суду.

sudА в Латвии опасно не только осуждать военных преступников, но и защищать право детей говорить на своем языке. Участников движения в защиту русских школ арестовывали аж по четырем статьям УК: статья 80 — «Деятельность, направленная против устоев государства», статья 78 — «Разжигание межнациональной розни», статья 225 — «Организация массовых беспорядков», а также статья 81 — «Помощь иностранному государству в его деятельности против Латвийской Республики»

Ну, а про то, что в Эстонии творится со «Спутником», у нас много писали…Воистину: нам не дано предугадать, как слово наше отзовется! Предусмотрительные все-таки эти прибалтийцы: когда они еще в СССР вешали нам лапшу про великую свободу слова, то просто умолчали, что имеется в виду свобода сугубо литовских, латышских и эстонских слов.

И то не всех, а только политически правильных.