Заметки из-за кордона-52

На круги своя

Прошу прощения за множество цитат, но просто тема такая. И вот вам цитата первая (если не считать заголовка этой статьи, ибо «возвращается ветер на круги своя» — это тоже цитата из Писания):

И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдет;
И снова скальд чужую песню сложит
И, как свою, ее произнесет.
(О. Мандельштам)

protest3Ну, насчет сокровищ я бы поспорил, но вот насчет правнуков — это абсолютно точно. Внуков сия напасть минула… Дело в том, что я с детства очень люблю одно стихотворение, написанное в 1871 году — 150 лет тому назад (!). Впрочем, сначала необходимое отступление.

Если посмотреть сейчас на глобальные мировые противоречия, то несложно заметить, что раскол идет (помимо тупой дележки еды и воды в самом широком смысле этих слов) между традицией и толерантностью, как последнюю ни понимай. С одной стороны, человек как ценность для всего человеческого рода, с другой — человек как самоценность, какой бы мразью для других он ни был.

Может быть, это немножко резко сказано, но возведение в ранг неосвятого — убитого в Америке рецидивиста-преступника, перед нетленными мощами которого преклоняют колена американские законодатели и интеллигенция, тому доказательство.

Ну, что тут скажешь? Какое время на дворе — таков мессия! (Тоже цитата — из «Реквиема оптимистического» Андрея Вознесенского, посвященного Владимиру Высоцкому). Но смущает обоснование всего этого: мол, толерантность — это вершина развития человечества, оно прогрессирует, и всякие права человека с десятком полов и антирасизмом — следствие прогресса людского рода и светлое будущее Земли.

А соответственно, традиционное жизнеустроение — это вчерашний день, замшелость и дикарство людей, не способных принять ценности дивного нового мира.  Однако мне почему-то кажется, что подобная точка зрения популярна единственно у тех, кто считает, что человечество возникло только с их рождением.

protest1А до этой светлой поры — «Земля же была  безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился на водою» (Бытие 1.2). Причем даже не важно, чей дух: может, Ктулху, может, Перуна, а может, и Великого Макаронного Монстра — какая, к черту, разница!

Вот только мне кажется, что корень этого спора представителей, извините, прогресса с традиционалистами только в том, что кое-кто просто плохо учился в школе. Ибо если прав ветхозаветный Экклезиаст и ничто не ново под луной, то из-под многих модных теорий толерантности пропадает их фундамент: что это прогресс, что это будущее, что это движение вперед, а не назад.

Да, так вот, о стихотворении, написанном 150 лет тому назад: это «Поток-богатырь» А.К. Толстого. Суть там в том, что Поток, заплясавшись на пиру у киевского князя, засыпает и просыпается аж в XIX веке, среди (если в нынешних терминах) либеральной и толерантной общественности. А теперь — читайте внимательно:

...И, увидя Потока, к нему свысока
Патриот обратился сурово:
«Говори, уважаешь ли ты мужика?»
Но Поток вопрошает: «Какого?» —
«Мужика вообще, что смиреньем велик!»
Но Поток говорит: «Есть мужик и мужик:
Если он не пропьет урожаю,
Я тогда мужика уважаю!»

«Феодал!— закричал на него патриот.—
Знай, что только в народе спасенье!»
Но Поток говорит: «Я ведь тоже народ,
Так за что ж для меня исключенье?»
Но к нему патриот: «Ты народ, да не тот!
Править Русью призван только черный народ!
То по старой системе всяк равен,
А по нашей лишь он полноправен!»

Тут все подняли крик, словно дернул их бес,
Угрожают Потоку бедою.
Слышно: «почва, гуманность, коммуна, прогресс»,
И что кто-то «заеден средою».
Меж собой вперерыв, наподобье галчат,
Все об «общем» каком-то о «деле» кричат,
И Потока с язвительным тоном
Называют остзейским бароном…

protest2А сейчас — внимание! — мысленный эксперимент: замените в этом тексте «мужик», скажем, на на «негр» или на какое-нибудь другое популярное определение… Да чего уж там: в строчке «Править Русью призван только черный народ» надо только вместо «Русь» поставить «мир» и послушать, что сейчас кричат на улицах США!

Воистину — ничто не ново под луной, если немного знать историю! А ведь тут, в десятке строк «Потока», все, что уже и тогда, 150 лет назад, не было совсем уж новым: и толерантность к части за счет целого, и внутренний расизм, пусть и основанный не на цвете кожи, и нетерпимость к чужому мнению...

Представляете себе Потока, который где-нибудь на улице США сейчас заявит: «Если он не пропьет урожаю, /Я тогда мужика (в смысле — негра) уважаю!» Затопчут же… Ибо негра надо уважать, только за то, что он негр — даже если он пропил свой и украл твой урожай!

И можно бы только посмеяться над  безграмотной уверенностью некоторых в неповторимости,  единственности и первозданности своего восприятия мира, если бы не горький опыт. В свое время либерализм и толерантность в исполнении Иванов, родства не помнящих, уже привели  к Первой мировой (около 20 млн жертв), Гражданской (около 10 млн погибших), Второй мировой войнам (более 40 млн)…

Не хотелось бы повторять ошибки — если, конечно, этот мир создал не гаитянский бог Папа-Кукареку примерно 30–40 лет назад.