Взятка на $2 млн: министра "разрабатывали" год, обвинение предъявлено

В отношении министра экономического развития России Алексея Улюкаева возбуждено уголовное дело по обвинению в получении взятки, сообщил Следственный комитет России.

Согласно тексту, опубликованному на сайте СК, Улюкаев обвиняется в том, что 14 ноября 2016 года получил взятку в 2 млн долларов от компании "Роснефть" за положительную оценку, позволившую "Роснефти" заключить сделку по приобретению государственного пакета акций "Башнефти".

"15 ноября 2016 года по результатам проведенного ФСБ России комплекса оперативных мероприятий Главным следственным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело в отношении министра экономического развития Алексея Улюкаева", — говорится в сообщении. Алексей Улюкаев задержан, в ближайшее время СК планирует предъявить ему обвинение и ходатайствовать об избрании меры пресечения.

Интефакс со ссылкой на источник сообщил, что Улюкаев был задержан с поличным в момент передачи взятки. "Деньги Улюкаеву были переданы в ходе следственного эксперимента под контролем силовиков", — цитирует Интерфакс слова своего источника.

При этом "Новая газета" пишет, что Улюкаев лично не получал $2 млн, которые ему вменяют в качестве взятки. По данным газеты, деньги находились в банковской ячейке, и сам Улюкаев их не изымал. Вместе с тем, оперативные материалы "свидетельствуют о наличии притязаний министра на эти деньги", утверждают источники "Новой".

Также газета уточняет, что оперативные мероприятия проводились по личной инициативе и при непосредственном участии начальника службы безопасности "Роснефти" Олега Феоктистова. Задерживали министра, как пишет "НГ", сотрудники 3 отдела управления "К" ФСБ (контрразведка в кредитно-финансовой сфере) и 6 службы управления собственной безопасности ФСБ.

Феоктистов, напоминает издание, до прихода в "Роснефть" в сентябре 2016 года, занимал пост первого заместителя начальника УСБ ФСБ.

Месяц назад "Роснефть" сообщила, что заключила договор купли-продажи акций государственного пакета акций АНК "Башнефть" и "полностью выполнила свои обязательства по договору, перечислив 329,7 млрд рублей на счет федерального казначейства". "Вся сумма — 329 млрд 690 млн рублей — поступит в бюджет," — заявил тогда Алексей Улюкаев, объявив сделку по продаже 50,0755% акций "Башнефти" закрытой.

Комментируя выбор покупателя на госпакет "Башнефти", глава минэкономразвития заявил, что предложение "Роснефти" было единственным, превышавшим оценку консультантов, которая варьировалась от 297 до 315 млрд рублей. По словам Улюкаева, предложение "Роснефти" превышало рыночную стоимость акций на 30 сентября на 20%.

По сведениям источника РИА "Новости" в правоохранительных органах, Улюкаев находился в разработке ФСБ больше год, а поводом для проведения следственного эксперимента в отношении него стали результаты прослушки.

Как выяснилось, президент РФ Владимир Путин знал о разработке Улюкаева правоохранительными органами и получал всю информацию о ходе расследования с самого начала.

Сообщение о задержании Улюкаева потрясло его коллег в высших эшелонах власти. Так, первый замглавы Банка России Сергей Швецов выразил крайнее удивление обстоятельствами задержания министра: "Я с большим уважением отношусь к Алексею Валентиновичу. Его в последнюю очередь можно было бы заподозрить в чем-то подобном. То, что написано в прессе, выглядит абсурдно. Сейчас ничего не понятно".

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин признался, что шокирован новостями, и считает, что обвинение против главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева выглядит странно: человек с большим опытом в российской политике не будет в здравом уме вымогать деньги у главы "Роснефти" за уже совершенную сделку.

"Надо быть безумцем, чтобы спустя месяц после того, как одобрение сделки, и формальное юридическое, и политическое, состоялись, угрожать "Роснефти" чем-то и вымогать $2 млн у Игоря Ивановича Сечина, фактически одного из самых влиятельных людей в нашей стране. Это надо было бы тогда не СКР задерживать, а представителям Кащенко. Поэтому, мне кажется с содержательной точки зрения это обвинение, мягко говоря, еще не сильно доказанным и рациональным", — сказал Шохин.