Заметки из-за кордона-23

Кто заплатит за паром?

На первый взгляд — наивный вопрос: естественно — те, кто им пользуется: пассажиры и грузоперевозчики. Но это именно  только на первый взгляд…

Впрочем (опять-таки — на первый взгляд) вопрос вроде бы непринципиальный: паром — это не единственная связь области с Большой Россией и (что важнее) не самая главная. Ведь, по словам главы комитета по транспорту Калининградской торгово-промышленной палаты Леонида Степанюка, «даже если построят два парома и поставят их на линию, это всего 1,5 млн тонн грузов в год и не решит проблемы наших производителей, так как по суше перевозится 10–12 млн тонн».

ambal1 thumbНу, и пассажиропоток соответственно. Иными словами, паромы не стали критически важными для областной экономики и вообще для связи с метрополией. Тем более что наша промышленность исторически ориентирована на Центральную Россию и Москву, а дорога Калининград — паром — Питер — Москва и дольше, и дороже.

Хотя можно представить себе ситуацию, когда значение паромных перевозок может резко возрасти (от чего упаси Бог!) — это сухопутная блокада Калининграда со стороны НАТО и Литвы. Однако такой поворот событий — в сущности война, а тогда и морское движение по тесной и очень милитаризированной Балтике станет весьма затрудненным.

И вроде бы  пусть будет, как есть: кому надо — паром, кому надо — железная дорога, но, оказывается, все не так просто. Дело в том, что соседняя Литва очень хорошо понимает, что Калининградщина сильно от нее зависит, и держится за наш транзит когтями и зубами. Вплоть до того, что недавно Сейм Литвы проголосовал за внесение поправок в Кодекс железнодорожного транспорта, согласно которым частные предприятия, которые занимаются грузовыми перевозками в Литве, должны будут гарантировать, что они не будут использовать железнодорожную инфраструктуру для транзита.

А транзит в оном могучем государстве — это большей частью именно перевозки в Калининград. И право перевозить грузы транзитом через Литву теперь имеет только контролируемая государством компания «Литовские железные дороги» (Lietuvos gelezinkeliai).

Ибо, по словам замминистра коммуникаций и транспорта Ричардаса Дягутиса, «транзитные перевозки — исключение в Литве с учетом определенных рисков, связанных с перевозками из Калининградской области России. Lietuvos gelezinkeliai осуществляют определенный военный, пассажирский транзит, поэтому к перевозкам других грузов мы применяем более высокие требования, согласно которым такие перевозки могут осуществлять только государственные предприятия. Это обеспечивает уровень контроля».

ust luga Другими словами, железная дорога по Литве к нам — это сугубо государственная монополия и рычаг воздействия на РФ (мол, ежели что, то мы ка-а-к…) Ладно, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не пакостило, но ведь капитализм же! А тут монополия — и Литва вовсю этим пользуется.

А в результате в настоящее время перевозка грузов в российский эксклав обходится гораздо дороже, чем в самой РФ, — из-за необходимости осуществлять транзит через территории Беларуси и Литвы, а также из-за того, что железнодорожные операторы соседних республик выставляют тарифы выше, чем РЖД. А это делает многие наши товары неконкурентоспособными в России и дороже на внутреннем рынке.

Но ведь это не наша вина, господа калининградцы, что Москва и Вильнюс (да и Минск!) не могут договориться? И вообще: нам постоянно обещают всякие льготы, связанные с оторванностью от РФ, и что? Впрочем, один вариант выхода из этой ситуации предлагает уже упомянутая Калининградская торгово-промышленная палата.

Недавно она вкупе с  региональным отделением Союза промышленников и предпринимателей, Ассоциацией иностранных инвесторов и Балтийским деловым клубом обратились к федеральным властям с просьбой скорректировать тарифы на железнодорожные перевозки так, чтобы стоимость доставки грузов до Калининградской области была равна стоимости доставки по территории РФ.

Однако Министерство транспорта оказалось против такой идеи.  И знаете — с каким объяснением? По мнению Москвы, дополнительное снижение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом может препятствовать развитию железнодорожно-паромного сообщения Усть-Луга — Калининград.

Согласитесь, здорово: пусть вам, господа калининградцы, все будет немного дороже, зато мы за ваш счет разовьем не очень вам нужное паромное сообщение. Или мы чего-то не знаем и на самом деле война ближе, чем нам кажется? Тогда, конечно, можно и потерпеть…