Заметки из-за кордона-24

Шаг вперед, два шага назад

Знаете, что такое этнографический музей? Это музей, где основными экспонатами являются предметы быта и культуры разных народов и народностей. Ну, чтобы люди не забывали, как их предки жили в эпоху до технологической революции и глобализации.

Причем неважно, куда движется тот или иной народ — в эволюцию или обратно. Главное, что эти музейные экспонаты в жизни народа были, а теперь их не стало. Как говорится в одной советской песне: каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу…

Хотите убедиться, что можно идти не только по дороге эволюции, но и обратно? Посетите этнографический музей Лиелупе (Латвия)! В нем создан двор рыбака и почти 2000 его экспонатов рассказывают о ремесле и жизни тружеников моря в Юрмале в XIX и XX веках.

Музей  как музей: избушка рыбака, коллекция якорей и рыболовецких лодок; деревянные моторное рыболовецкое судно Marts и смешное рыболовецкое судно Undīne; мастерская по витью веревок, на которой можно потренироваться в плетении оных и латании сетей, ну, и тому подобное…

jurmalas brivdabasИ только знаменитого некогда на все СССР рыболовецкого колхоза «Узвара», некогда располагавшегося в этих местах, в музее нет. А вот суда его, траулеры, известные на всех океанах, когда-то на равных соперничавшие с норвежцами, англичанами и исландцами, еще частично есть — буквально рядом, в виде ржавых останков.

Когда-то, до СССР, латыши тоже ловили рыбу, но только вблизи берега (в четырехмильной зоне) и сугубо для личного потребления — треску, камбалу, салаку… И более половины всех рыбаков составляли безлодочники, или пайщики, получавшие за свой труд лишь шестую часть улова.

 Но это летом… А зимой они занимались рубкой леса или случайными работами — кому как повезет. И только с 1945 года все изменилось. Хотя это и был очень тяжелый для Советского Союза год и страна лежала в развалинах, но все-таки она нашла силы и для Латвии. Началась организация рыболовной отрасли, причем практически с нуля.

И процесс пошел такими темпами, которых на этих берегах Балтики еще не видали. Да вот, например: если в первой половине 1940 года валовая добыча рыбы в республике составляла 59 600 центнеров, то во втором полугодии улов уже значительно превышал 81 000 центнеров. А уже к 1971 году счет оным центнерам пошел на миллионы.

RBTFВ результате к 1982 году Латвийская ССР производила 7,7% всей рыбоконсервной продукции Советского Союза. При этом более половины рыбных консервов вырабатывалось непосредственно в море, в основном на плавбазах и рыбоперерабатывающих судах.

К этому году рыбное производство в Латвии увеличилось в 20 раз по сравнению с 1950 годом и почти в тридцать раз по сравнению с досоветским периодом. Чего только латыши не добывали: хека, палтуса, сардину, рыбу-капитана, нототению, ледяную рыбу, морского окуня…

И на всю страну гремели Лиепайская база океанического рыболовецкого флота, суда которой бороздили просторы Атлантики,  Рижская база тралового флота, Рижская база рефрижераторного флота, которая обеспечивала всю промышленность самыми современными холодильными установками…

В эти годы (жуткой эксплуатации и оккупации, как понимаете) латышских рыбаков знали от островов Надежды и Медвежьего до острова Южная Георгия, от Ньюфаундленда, Джорджес банки и Мексиканского залива до побережья Перу, Чили, патагонского шельфа и зоны Аргентины. Освоены были даже африканские промрайоны, включая зону Намибии.

А еще немалое внимание уделялось рыболовству в устьях крупных латвийских рек, где добывались ценнейшие породы рыб, например лосось, форель, угорь и та же минога. Ну, и чего уж точно не было в буржуазной Латвии, так это рыбопитомников.

Shrimp hatcheryНапример, разведением мальков леща, судака и сырти занимался Плявиньский рыбопитомник, один из крупнейших в Прибалтике.  В 1960 годы были заложены основы для важной сферы пищевого хозяйства: были созданы межхозяйственные рыбоводческие предприятия, находившиеся в подчинении Минсельхоза.

Самыми перспективными и известными были «Лимбажи», «Банга», «Казданга» и «Арона». «Арона» специализировалась на выращивании и воспроизводстве озерных рыб. При «Банге» и «Царникаве» были созданы форелевые рыбопитомники, а «Банга» к середине 1980-х годов построило крупнейший в СССР опитомник по выращиванию лососевых рыб.

Но, увы, в суверенной Латвии было решено, что крупнотоннажный рыбный флот стране не нужен, промышленность рыбная тоже,  а рыбу латышам и так подкинут (на бедность?). Суда порезали и распродали, а если что и осталось, то теперь это все экспонаты для этнографического музея, если такой когда-нибудь будет создан.

Мол, вот у нас какие предки были — о-го-го!