Спасибо, НАТОчка!
Все-таки мудрые фильмы снимали в советское время! И даже в тех кинокартинах, которые не претендовали на особо глубокие смыслы, частенько встречались очень интересные мысли. Помните, например, слова Джабраила, дяди Нины из «Кавказской пленницы» в исполнении Фрунзика Мкртчана?
Он в этом фильме много чего наговорил, но я про фразу: «Кто нам мешает, тот нам и поможет!» В этом месте полагалось смеяться, но мало кто из веселящихся зрителей мог подумать, что это не просто слова в пользу тов. «Саа… ах, какого жениха!», а еще и один из методов, которыми делается экономика и даже большая европейская политика.
Не спешите возмущаться, сейчас объясню подробно. Давайте вспомним, что одной из ахиллесовых пят нашего региона со времен развала СССР является транзит из/в эксклав в Россию через Литву. Нет, всерьез, на уровне государств никто нам железнодорожной блокадой не угрожает.
Но возможность такой блокады есть — и это будет тот недружественный шаг, который чреват большой европейской войной. Особо этого (объявления блокады) никто не боится, но учитывать такую опасность приходится, и это треплет нервы.
Ну, и заставляют напрягаться паромы, сжиженный газ, забота об электробезопасности области, строительство новых портов… И мы так увлеклись, что даже не заметили, что опасность если не блокады, то железнодорожной полублокады подползала совсем с другой стороны.
Причем так потихоньку, что даже и обвинить Литву не в чем: мол, у нее объективные обстоятельства, общеевропейское пространство, необходимость суверенного развития страны. А если кому-то от этого стало хуже, то что поделать, каждая страна имеет право на свои интересы!
А речь, собственно, о том, что сравнительно недавно Институт современной военной проблематики (подразделение Военной академии США в Вест-Пойнте) выпустил доклад о проблемах с натовской логистикой в Восточной Европе.
В частности — там утверждается, что если сейчас не перевести железнодорожную сеть Прибалтики на европейский формат колеи (1 435 мм), то на одних только сложностях с логистикой поставок военные бюджеты прибалтийских стран без субсидирования будут терять до пятой своей части ежегодно.
А это очень серьезные деньги. Для небогатых прибалтийских стран — очень-очень серьезные. Сейчас в Прибалтике российская колея — 1 520 мм, и перешивать на евростандарт всю сеть железных дорог — это весьма большой и дорогой кусок работы.
К тому же такая перешивка колеи грозит прибалтам еще и новым резким падением транзита через их порты — ведь то, что на границах придется менять колесные пары всем российским составам, сильно удорожит перевозки через Прибалтику. А оно русским надо?
Ну, и мы, калининградский эксклав, попадаем под замес — стоимость перевозок из и в Россию для нас сильно возрастет. А наша промышленность и сейчас еле дышит под грузом тарифов через Литву («Лесобалт» тому примером). Но ничего не поделаешь: Литва в своем праве, и перешивка колеи на своей территории — это не недружественный акт, направленный именно против РФ (т.е. не объявление блокады) и, следовательно, не casus belli (повод для войны). Литовская экономика, литовская железная дорога, литовская колея — какое нам до того дело?
Однако деньги на эту работу где? Понятно — где: в Европе! Недавно в Вильнюсе появился доклад с многозначительным названием: «Литовские железные дороги: атака с Востока». Суть его проста: Россия вот-вот приедет к нам всей армией прямо по железной дороге — НАТО, срочно дайте грошей на перешивку колеи. И побольше — ведь еще и подвижной состав менять придется.
Однако НАТО НАТОй, а денежки врозь. Там прекрасно понимают, что страны Балтии в военном отношении ни как грозная военная сила, ни даже как плацдарм особой роли не играют. Более того: перешей НАТО колею, прибалты еще и компенсацию за падение русского транзита с ЕС потребуют!
И потому воз и ныне там — ни заинтересованности в помощи Балтии, ни даже разговоров на эту тему в Брюсселе пока нет. Сами, сами, все сами! А Европа вам поаплодирует… Но только (как сказано в том же фильме, который упоминался в начале) если не будут путать свою личную шерсть с государственной!
Ну, а мы, калининградцы, поаплодируем Европе и НАТО — вот уж от кого поддержки не ожидали!