Заметки из-за кордона-35

Зри в корень!

Знаете ли вы, господа читатели, что России принадлежит еще один мировой рекорд: РФ — страна, к которой предъявляется наибольшее количество территориальных претензий? Причем по всем ее границам, от Калининграда и Мурманска  до Сахалина с Камчаткой.

VyborgПомните — у Киплинга: «Акела промахнулся!»То есть ослабел — и, значит, каждый, даже шакал Табаки, может попытаться отхватить от него кусочек. Впрочем, большинство из стай по границам отлично понимают, что Акела еще очень даже ничего, и шумят совершенно по другим причинам — по принципу «Ай Моська, знать, она сильна!»

Дело в том, что мы привыкли воспринимать эту фразу с точки зрения слона, а у них, в мосячьем кругу, лаянье на слона — признак особой силы и мужества. Кругом же демократия, и «тот, кто громче скажет: “Гав!”, тот всегда и будет прав» (Б. Заходер) в глазах избирателей.

И все-таки, согласитесь, раздражает! Ладно, бог с ними, далекими от нас границами, посмотрим здесь, на Северо-Западе. Финляндия — кое-кто там претендует на Карельский перешеек и Выборг. Не на официальном уровне, конечно, — на официальном и нарваться можно, но громко и визгливо.

Основание — эти территории входили в состав Финляндии чуть больше 20 лет — с 1917-го по 1940-й и перешли к СССР по мирному договору после советско-финской войны. Население — на 88% процентов русские и прочие славяне. Но кого это интересует?

Эстония претендует на Печорский район Псковской области. Основание: Тартусский договор 1920 года. Возвращен в состав РФ в 1945 году. На сегодня славян в Печорском районе более 95%, в то время как эстонцев осталось лишь 500 человек, а латышей — 75. Но, как уже говорилось, кого это, кроме русских, волнует?

Izborsk Pechorskiy rayonЛатвия предъявляет свои претензии на Пыталовский район Псковской области. Основание: Рижский договор 1920 года. Район вернулся в состав РФ в 1945 году. Сегодня 96% из оставшихся в районе людей — славяне, латышей же всего 76 человек. Ну, и (по мнению Латвии) что?

Литва. Это самый сложный случай, ибо она претендует на Малую Литву — территории нынешней Калининградской области (включая Калининград), которые никогда не входили в какое-либо литовское государственное образование Основание — здесь когда-то жили несколько известных литовцев — Донелайтис, Реза, Видунас. Что до населения, то сейчас 94% русские. Ну, и?..

Трудно не заметить, что на таком основании латыши могли бы претендовать на Москву, ибо там жил Арвид Янович Пельше — советский и латвийский коммунист, член многих высших партийных органов. В молодости он был участником обеих революций 1917 года, а затем работником ВЧК. Да и еще десяток латышей работал в самом руководстве ВЧК и верхушке партии (в 21-м году в органах ВЧК, например, числилось 1 770 латышей).

Ну, о Польше и Германии можно даже и не вспоминать. Но вот что бросается в глаза: за долгие столетия сожительства России с соседями происходило многое. Страны увеличивались и уменьшались, менялись территориями, ссорились и мирились, воевали и дружили — и все это опутано десятками (если не сотнями) межгосударственных договоров, множество которых до сих не отменены.

Pytalovskiy rayonА все имеющие место быть территориальные претензии стран друг к другу основаны на одном — недовольная сторона выбирает один из существующих договоров (наиболее себе выгодный) и назначает его Священным и Нерушимым, а остальные — ничтожными.

Как, например, Латвия и Эстония, выбрали договоры  1920 года. А почему не договоры 1945-го? А потому, что не хочется… Но ведь это не по-европейски, господа! Недемократично! Такие вопросы, как мы помним по реакции ЕС на Крымский референдум, нельзя решать узким кругом (только Крымом) — дóлжно опросить все заинтересованные стороны!

Так давайте так и поступать. Например, поставим на голосование совместно латвийско-российского референдума два вопроса. Первый: хотим ли мы выбрать основой наших межгосударственных отношений уже упомянутый Рижский договор 1920 года? И второй: хотим ли мы выбрать основой наших межгосударственных отношений, скажем, Ништадский мир 1721-го?

Напомню, что согласно ему  Рос­сии пе­ре­да­ны «в со­вер­шен­ное не­пре­ко­слов­ное веч­ное вла­де­ние» за 2 млн ефим­ков (вы­пла­че­ны в 1722–1724 годы) шведские про­вин­ции Ин­гер­ман­ланд, Лиф­лян­дия, Эс­т­лян­дия и часть Ка­ре­лии с го­ро­да­ми Вы­борг, Кекс­гольм (ны­не При­озерск) и прочими (их на­се­ле­ние пе­ре­хо­ди­ло в российское под­дан­ст­во, ар­хи­вы пе­ре­да­ва­лись Рос­сии).

Kurshskaya kosaВот и пусть все заинтересованное россйско-латышское население, все 147 млн человек, решают, как нам быть, — демократичным большинством, совместно, строго в рамках европейских требований!

Ну, и с Литвой примерно так же: считают ли заинтересованные стороны (Литва и Россия) что проживание на какой либо территории этнического литовца создает национальные литовские права на эту территорию? И — для справедливости — второй вопрос: следует ли считать священными и нерушимыми решения СССР о передаче Литве Вильнюсского и Клайпедского краев?

И посмотрим, что решит демократическое большинство наших стран (в присутствии наблюдателей из ОБСЕ, естественно)!