Заметки из-за кордона-38

Человек предполагает…

Как хорошо быть политологом! Почти как жрецом-авгуром в древнем Риме: что ни предскажи, виноват всегда бог, а жрец только передавал его слова. Ну, еще, может, трактовал их немножко.

varenjeВот и у политологов то же самое. В жизни не слышал, чтобы политологов наказывали за несбывшиеся прогнозы, хотя бы выговором: ляпнул и ляпнул, имеет право! И все понимают: человек предполагает, а бог располагает. А жизнь всегда богаче на варианты, чем убогие человеческие экстраполяции.

Да вот, например: когда страны Балтии отделялись от СССР, им хором предрекалось невиданное процветание — мол, сейчас Европа, в восторге от вливания в нее такого подарка, как литовцы, латыши и эстонцы, выдаст каждому прибалту по бочке варенья и ящику печенья и возьмет их на полное евродовольствие.

Оказалось, что все не так — страны Балтии заставили работать. Ну, почти как проклятые русские — с той, впрочем, разницей, что русским плоды работы прибалтов были нужны, а Европе нет. Поэтому начали с уничтожения литовской, эстонской, и латышской промышленности.

Но все равно — миф о грядущем процветании в политологии (особенно европейской), еще держался: мол, этим балтоевропейцам много не надо, они все такие гордые патриоты, что им независимой дойки коров и выращивания рапса для процветания хватит.

Но и хваленый прибалтийский патриотизм оказался такой же политологической ошибкой, как и процветание Балтии. Когда до гордых потомков Великого княжества Литовского и прочих лимитрофов дошло, что халявы не будет, начался истерический прибалтийский драп в Европу тех, кто хоть на что-то годен.

В своей борьбе за жратву прибалты были так убедительны, что ухитрились оттеснить от чистки унитазов и сбора клубники даже турок в Германии и поляков с индийцами в Англии! И тогда политологи выдвинули очередную версию процветания.

migrantyМол, сейчас, Европа начнет пересылать в пустеющую Балтию ненужных им эмигрантов из Африки и станет платить Балтии за их содержание — на скромную жизнь хватит. Но тут оказалось, что эмигранты тоже не дураки: они и согласны бы терпеть промозглую Прибалтику, но вовсе не за те деньги, что им предлагают.

К тому же оказалось, что страны Балтии сами под себя заложили бомбу: те, кто поумнее и потолерантнее сбежали, а те, что остались — в немалой части, идейные балтофашисты и борцы с русской оккупацией. И каково им будет под оккупацией афроазиатской?

И тут случилось то, что ни один политолог даже не предполагал! И имя ему — брексит. И тема гастарбайтеров в нем не последняя. Настолько, что премьер-министр Джонсон даже пообещал, что брексит ограничит миграцию из Восточной Европы и после долгожданного выхода Соединенного Королевства из Евросоюза гастарбайтеры обязаны будут получать виды на жительство и разрешения на работу. И не факт, что их дадут!

А гастарбайтеров из Балтии только в Англии 3, 6 млн человек (правда, с поляками). И такие настроения нарастают не только в Англии, англичан просто уже допекли. Расширение ЕС на Восточную Европу парадоксальным образом оказалось детонатором взрыва антиевропейских настроений  именно на Альбионе.

Как утверждает ни разу не друг России главный редактор сайта Московского центра Карнеги Александр Баунов: «У Британии евроидентичность всегда была несколько отдельной. Они еще готовы были принять и терпеть общую идентичность с Францией и Германией.

RAFДаже с Италией, куда спокон веку ездят за красотой, и Данией. Но когда пришлось получить ее  с Румынией, Словакией, Литвой (и Латвией с Эстонией, что для европейца одно и то же. — В.Т.) а в перспективе с Албанией, Боснией и, как долго уверяли газеты, Украиной и Грузией, а еще Турция мерцает вдали заветным маяком, — вот тут они не захотели. Не со зла, а от непонимания — зачем».

Впрочем, и в других еврокормильцах нарастают такие же настроения. И что в итоге? Если гастабайтеров начнут гнать из Европы домой, а они обнаружат, что промышленность здесь разорена, а с единственным, кому Балтия хоть как-то нужна, с Россией, благодаря непредусмотрительности литовско-латышско-эстонских властей, эти страны рассорились, то может получиться очень забавно.

Интересно, когда об этом заговорят политологи?