Заметки из-за кордона-40

Что напишут на скрижалях?

Как вы думаете: история это наука или искусство? Скорее — искусство, ибо из фактов она состоит хорошо если на треть. А остальное — это точки зрения или те или иные интерпретации оных фактов.

Так уж получилось, что многие народы веками сосуществуют рядом  друг с другом. И то ссорятся, то мирятся, то союзничают, то воюют. Вступают в коалиции с третьими силами то за, то против, ищут опоры то на стороне, то у соседа, поглощаются друг другом или, наоборот, разбегаются и огораживаются…

moving abroad how toИ зачастую каждое такое телодвижение оформляется торжественным межгосударственным договором — обязательно вечным и нерушимым и ныне, и присно, и во веки веков, аминь! Но все это еще не история, а только ее часть.

А настоящая история начинается тогда, когда какой ни будь хитровывернутый местечковый политик выбирает из массы накопившихся договоров один, наиболее выгодный на данный момент. И объявляет именно его наиболее священным, неколебимым, нерушимым и данным непосредственно Богом (богами) не иначе как на мраморных скрижалях.

А все остальные договоры, мол, просто бумажки, не стоящие чернил, которыми написаны. Особенно если они не так выгодны, как договор, объявленный единственным и неколебимым. Конечно, соседи могут с этим и не согласиться…

Но кого это волнует? Главное, что у себя в болоте этот политик сразу становится самой большой лягушкой, ибо громче всех кричит «Ква! Квараул! Квабманули!» — типа, о своем народе заботится. А будет ли этому народу польза от очередной ссоры с соседом — так это потом выяснится…

Да вот, например: на днях спикер парламента Эстонии Хенн Пыллуаас заявил об отказе страны от положений договора о границе с Россией 2014 года. По его словам, Эстония не намерена продолжать ратификацию документа, так как это будет противоречить Тартускому мирному договору.

reaty of TartuДля справки: согласно этому договору, заключенному в 1920 году, РСФСР передавала Эстонии территории Печорского района Псковской области и так называемой Эстонской Ингерманландии (ныне часть Кингисеппского района Ленинградской области), а также правобережье реки Нарва (ныне в составе Сланцевского района Ленинградской области).

Впрочем, господа эстонцы тот самый свято чтимый ими Тартуский говор и сами не то чтобы истово соблюдают. Например, в  пункте 2 там сказано, что в нейтральных полосах Эстония обязуется не держать никаких войск, кроме необходимых для пограничной службы и для охраны порядка численностью, предусмотренной в приложении II к сей статье, не возводить на них укреплений и наблюдательных пунктов, не образовывать военных складов, не держать какого бы то ни было военного и технического имущества, кроме необходимого для разрешенных частей, а также не устраивать баз и складов для каких бы то ни было судов и для воздушного флота.

Вот в НАТО-то смеются! Или вот, пункт 4а: «Воспретить государствам, ставящим своей целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, перевозку через свои порты и по своей территории всего того, что может быть использовано для нападения на другую договаривающуюся сторону, а именно: принадлежащих таковым государствам, организациям и группам вооруженных сил, военного имущества, военно-технических средств и материалов артиллерийских, интендантских, инженерных и воздухоплавательных». Привет НАТО!

К тому же был не только такой договор.  В течение 21 и 22 июля 1940 года  парламенты соответствующих стран провозгласили создание Латвийской, Литовской и Эстонской ССР и приняли Декларации о вхождении в состав СССР. В начале августа 1940 года эти просьбы были поддержаны Верховным Советом СССР, и республики официально присоединились к Советскому Союзу.

Treaty of NystadА это, согласитесь, не сговор двух правительств, а решение парламентов, то есть народов! Конец Тартускому миру. И тут начинается чистая вкусовщина: здесь играть, здесь не играть, здесь рыбу заворачивали… Единственное более-менее вменяемое объяснение: мол, СССР был гораздо сильнее Эстонии и просто запугал бедных эстов…

Но и такое объяснение не катит: в 1920 году РСФСР была в полном развале, а Эстония грозила ей  белыми  офицерами Северной армии Юденича и немецкий корпус рейхсвера фон дер Гольца болтался поблизости — запугали эсты слабую на тот момент Москву и заставили ее подписать Тартусский договор. Ну, и чем это легитимнее вхождения Эстонии в СССР?

Нет, уж если искать тут более легитимный договор, то это, конечно,  Ништадтский мир. Он завершил Северную войну и изменил российско-шведскую границу. Швеция признала присоединение к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии (Ижорская земля), части Карелии (т. н. Старая Финляндия) и других своих законных территорий.

Заметьте себе — никаких таких Эстоний! Территории — и не больше! Причем Россия заплатила за них 20 млн золотых ефимков. Между прочим, отсоединяясь от РИ с помощью немцев, Эстония оказалась не только (п-нынешнему) самопровозглашенной сепаратистской республикой, но и еще должок не вернула, за нее уплаченный! Фи…

Так, может, нам объявить священным, нерушимым и данным на скрижалях именно Ништадский мир? А то надоело бурление в прибалтийских болотах!