ЦБ разъяснил, когда долгий звонок может повлиять на блокировку перевода

РБК передает: российские банки с 25 июля должны будут блокировать денежные переводы, если получили от сотовых операторов информацию о том, что перед совершением операции клиент получил подозрительные звонки или СМС-сообщения, что может свидетельствовать о попытке мошенников украсть денежные средства.

Как объяснил РБК представитель ЦБ, подозрительными могут быть продолжительные звонки или нетипичное для клиента увеличение числа сообщений с нового адреса.

«Для оценки характера телефонной активности клиента будет учитываться периодичность (частота) или продолжительность телефонных переговоров, которые ведет клиент при осуществлении перевода денежных средств. О подозрительных СМС будет свидетельствовать нетипичное для клиента банка увеличение количества сообщений, которые он получает с новых абонентских номеров или от новых адресатов», — сказал представитель ЦБ.

Он уточнил, что кредитная организация должна учитывать информацию от операторов при процедуре выявления мошеннических операций в том случае, если такой обмен предусмотрен в соглашении между оператором связи и банком.

11 июля ЦБ опубликовал приказ, в котором указал новые критерии мошеннических денежных переводов, которые должны учитывать банки для блокировки операций. Банки должны выявлять и приостанавливать денежные переводы в следующих случаях:

Если о признаках мошеннического перевода банку стало известно от сторонних организаций.

Если перевод совершается на счет, который ранее антифрод-системы банков признали как мошеннический, даже если информация о нем не содержится в специальной базе данных ЦБ о счетах злоумышленников.

Если против получателя денежных средств возбуждено уголовное дело. При этом информация в банк может поступать по любым каналам.

Эти критерии дополнили набор признаков переводов без согласия клиента, которые действовали с 2018 года. К ним относятся переводы на счета или с использованием устройств, информация о которых содержится в базе данных ЦБ о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, а также если параметры денежного перевода нетипичны для клиента, например объем отправляемых средств, место осуществления операции, устройство, с которого она совершается и т.п.

По словам представителя ЦБ, с 25 июля банки должны приостанавливать денежные переводы на два дня, если выявили операцию, которая соответствует этим критериям. После заморозки операции кредитная организация должна связаться с клиентом, который в течение двух дней должен подтвердить, что он совершает перевод добровольно, а не под воздействием злоумышленников.

Например, Т-банк (бывший «Тинькофф») для подтверждения операции созванивается с клиентом по телефону или видеосвязи или же его представитель выезжает к клиенту домой, чтобы убедиться, что операция проводится не под воздействием социнженерии, или для переубеждения, рассказал представитель банка.