Заметки из-за кордона-8

Путь в тысячу ли начинается с первого шага

«Семь городов, пререкаясь, зовутся отчизной Гомера…» Ой, что это я — это у них, в Греции, семь. У нас, в РФ, пока только три… И не Гомера вовсе. Просто вспомнились строки про этого поэта, когда я наткнулся на сообщение в СМИ под заголовком: «Высокопоставленный силовик из Калининграда обязал подчиненных сдавать экзамены после оправдательных приговоров».

И действительно — из Калининграда! Правда, потом он стал алтайским, затем — тульским. И ни разу не сомневаюсь, что в этих градах и весях тоже считают упомянутого силовика своим. Ведь он, сейчас руководитель следственного управления Следственного комитета России по Тульской области Александр Стариков, сказал слова, которые давно следовало бы сказать если не президенту, то (по крайней мере) кому-нибудь из руководства МВД и Минюста.

Ministry of Internal Affairs MoscowПричем не просто сказал, но и сделал! Этот генерал-майор юстиции обязал своих подчиненных писать рефераты в случаях, когда уголовное дело возвращают на дополнительное расследование, направляют для устранения процессуальных нарушений или обвиняемого оправдывают. И мало того что писать реферат на соответствующую тему, но еще и сдавать экзамен на знание уголовного и уголовного-процессуального кодексов.

Ну, и до кучи у провинившегося проверят знание криминалистики и ведомственных актов. А после сдачи экзамена накосячивший обязан будет защитить свой реферат, а затем заместитель руководителя следственного управления будет должен уточнить у руководителя необходимость внеочередной аттестации и соответствие сотрудника его должности. Ибо нефиг!

Нет, наше законодательство, конечно, предусматривает определенную компенсацию тем, кто стал жертвой неправосудного приговора или бездарных следственных действий, правда — не слишком большую. Так, незаконный полугодовой арест стоит 90 тыс., незаконное осуждение лица на лишение свободы от 4 с половиной лет и больше может быть оценено в 1 млн рублей.

Есть и более мелкие нарушения: незаконное задержание по подозрению в совершении преступления — 5 тыс. рублей, проведение следственных действий без предъявления обвинения — 6 тыс., волокита со стороны дознавателя или следователя обходится государству (по решению суда) в 9 тыс., а со стороны прокурора — примерно 10 тыс.

minyuctИ хотя никто не знает, сколько невиновных сидят по тюрьмам и сколько тех, кто будет выпущен «за недоказанностью преступления» или даже «за отсутствием события оного», содержится в СИЗО, но ясно, что это тысячи поломанных судеб, разрушенных семей и людей, которые вряд ли после этого станут патриотами своего государства.

Хотя ему, этому государству, еще повезло: обращаются за компенсациями немногие. Оно и понятно: у нас на этот счет много горьких пословиц типа «Не буди лихо, пока оно тихо», «Не трожь чего попало, оно и не воняет», «Не будите спящую собаку» и вообще — «Много хочешь, мало получишь»!

Впрочем, речь о другом: обратите внимание на слова «обходится государству». А почему, собственно, если у каждой судебной и следственной ошибки есть вполне конкретные имя, отчество, фамилия и должность?

Нет, в самом деле: следственные действия осуществляет следователь А. (от имени государства!), неправосудный приговор (тоже именем РФ) выносит судья Б., а расплачиваются за их халтурную работу не они сами, а мы с вами, ибо казна государства — это бюджет, наши с вами налоги и сборы. В конце концов, если водитель машины по неумению водить врезается в столб, то оплачивает ущерб именно он, а не производитель автомобиля!

Конечно, было бы справедливее, если бы косяки в следственной и правоохранительной работе оплачивало не государство, а конкретно те, кто его допустил, — думаю, мы бы скоро избавились и от бестолковых следователей, и от тупых или нечестных судей, но до сих пор об этом и разговор вести было нельзя.

justitiaА теперь есть надежда, ибо вышеупомянутое распоряжение генерал-майора Старикова — это окно Овертона: сначала следователей за халтуру заставят учиться, потом — платить, затем станут их увольнять. А там, глядишь, и до судей доберутся… Путь в тысячу ли начинается с первого шага.

А что — ведь давно сказано, что безнаказанность порождает вседозволенность. И если господину Старикову голову за такую инициативу не оторвут, то, может, и стоит побороться за право считать его калининградцем!