На взгляд обывателя-35

Благими намерениями…

Несколько лет назад группа «зеленых» провела в Москве акцию — они напали на один НИИ, разгромили пару лабораторий и торжественно, на камеру, выпустили на свободу всех krysy laboratoriyaлабораторных мышей и крыс. При этом было сказано много громких и красивых слов о гуманизме, священном праве всего живого на жизнь и т.д. и т.п.

Жалко, что благодарные освобожденные звери этого не услышали: потомки многих поколений лабораторных обитателей, они давно утратили навыки добывания пищи, понятия не имели, что такое естественные враги и как выживать в дикой природе. А потому и были сожраны дикими кошками, крысами, воронами и бродячими собаками в первые же пару ночей.

Типичное поведение для большинства «зеленых», у которых в голове редко удерживается больше одной, причем самой простой мысли. Ну, как в вышеприведенном примере — нехорошо держать мышей и крыс в клетках. А то, что в природе они не выживут, это уже вторая (и более сложная!) мысль.

Почему мне вдруг это вспомнилось? Да прочитал одну новость: «Руководитель некоммерческой организации “Экозащита!”» Александра Королева до сих пор не получила ответа от миграционных служб Германии о предоставлении убежища. На протяжении нескольких месяцев она живет в Дрездене, в центре для мигрантов».

kryasy ulicaНу, что тут скажешь — это все логично, ибо житель центра для мигрантов производит значительно меньшее давление на экологию: занимает меньшую площадь, чем простой обыватель, как правило, не имеет собственного автомобиля, что сильно снижает приносимый природе вред, и расходует меньше электроэнергии (производимой на вредных ТЭС) — как говорится, за то и боролись!

По своей журналистской работе мне частенько приходилось воевать с «Экозащитой!» — и по поводу ЦБЗ, и по поводу добычи нефти «Лукойлом», и по поводу нефтеперевалки в Светлом, так что с госпожой Королевой я знаком давно. И поэтому вовсе не удивлен, что она по-прежнему в строю.

Цитирую СМИ: «…по словам Королевой, сейчас она как председатель “Экозащиты!” начинает работу над кампанией против транспортировки ядерных отходов в Россию, которую возобновил Росатом». Ну, что тут скажешь, ничто не ново под луной!

То есть снова наши «зеленые» думают только на один ход вперед, и только одну единственную мысль. Ибо они правы: отходы — это в принципе плохо. Но ведь если вдуматься, то ценнейшее медицинское сырье, мумие, это только отходы жизнедеятельности пчел, а множество редкоземельных элементов содержится в отходах переработки руд куда менее дорогих металлов.

yadernyje othodyИ вообще: отходы отличаются от сырья тем, умеете ли вы перерабатывать их в что-то полезное или нет? Если лесопилка не умеет, то она производит щепу, стружки и опилки, которые либо гниют, заражая местность, либо их надо сжигать, загрязняя воздух. А если умеет, то она производит паллеты, ДСП и ДВП, массу химических продуктов — и зачастую это все стоит дороже, чем изначальные  доски.

Так вот, о ядерных отходах: они отходы только для  тех, кто не умеет их использовать. А мы, к счастью, умеем! Дело в том, что Россия и еще несколько ядерных держав (в том числе Франция, Англия, Индия) успешно развивают технологии переработки облученного топлива и стремятся к тому, чтобы в перспективе полностью замкнуть топливный цикл.

А замкнутый цикл предполагает, что полученное из урановой руды и отработавшее в реакторе топливо будет снова и снова перерабатываться и использоваться на АЭС. В результате ядерная энергетика фактически превратиться в возобновляемый ресурс, снизится количество радиоактивных отходов, а человечество будет обеспечено относительно дешевой энергией на тысячи лет.

Ведь МОКС- и РЕМИКС-топливо для  АЭС, которое мы сейчас начинаем производить, — это реально топливо будущего, а наш ОДЦ позиционируется как самый современный в мире радиохимический завод поколения 3+ (самые близкие к нам заводы французской компании Areva имеют поколение 2+), поскольку главная особенность внедряемых Росатомом технологий — отсутствие жидких и меньшее количество твердых радиоактивных отходов при переработке ОЯТ в топливо XXI–XXII веков.

yadernoyje toplivoИ значение этого сырья  стремительно увеличивается ввиду истощения основных традиционных источников энергии, причем наши шансы стать одними из мировых монополистов и поставщиков топлива для будущих АЭС все возрастают, по мере того как мы накапливаем запасы того, что наши «зеленые» считают отходами.

Но это уже значительно сложнее той одной и простой мысли, которой они увлечены.