Из телевизора доносятся аплодисменты: тысячи людей, стосковавшихся в домашней изоляции, выходят на балконы и так благодарят врачей, медсестер, санитарок — всех тех, кто вступил в бой с непонятным пока вирусом, вполне возможно — угрожающим всему человечеству. Сегодняшняя картинка из Бельгии, если что…
У нас народ не столь театрален, но, думается, если и в РФ кто-то запустит такой флешмоб, то его подхватят миллионы. Во всяком случае — для большинства россиян врачи уже не вымогатели в белых халатах, какими казались еще недавно, полиция, обеспечивающая карантин, занята делом, а не черт-те чем и даже власть теперь думает не только о себе!
И на фоне этих титанических сдвигов сознания как-то совсем потерялись люди, которые незаметно и невзирая ни на какую изоляцию выполняют свою работу, вдруг, в условиях карантина, ставшую не просто важной, а жизненно важной для многих, и которые, ни разу не медики, оказались на самой передовой.
Но сначала несколько слов о том, что называется «качеством управления». Эта проблема имеет две стороны: качество принятых управленческих решений и то, как они исполняются на местах, ибо частенько гладко было на бумаге, но забыли про овраги, а те овраги, по которым нам потом ходить, они-то как раз на местах.
Да вот, например: Калининград, говорят, занимает одно из первых мест в стране по самоизоляции населения, и это хорошо — по крайней мере очевидно, что люди у нас сознательные, а количество паникеров или вообще не верящих в коронавирус не так велико, как можно было подумать, читая СМИ.
А вот дальше начинаются овраги, о которых лучше бы подумать заранее… Например, ограничение движения общественного транспорта. Оно правильно: во-первых, лучше лишний раз вообще из дома не выходить. Во-вторых — транспорт этот большей частью частный, а частник не хочет, да и просто не может гонять по полупустому городу полупустые автобусы и микрики.
А то ведь карантин закончится не один, а вместе с общественным транспортом, поскольку разорятся его владельцы. Но, с другой стороны, и президент, и местные власти постоянно говорят о самых уязвимых категориях населения (и правильно делают!) и наперебой клянутся о них позаботиться.
А ведь у нас таки есть (и очень неплохо работает) целая структура, занятая этим благородным и нужным делом, — это служба социальной помощи. И некоторые (особенно одинокие) старики и старушки (да и люди помоложе, но неходячие) обязаны ее сотрудникам многим, вплоть до жизни, — и это вовсе не патетика.
И все бы хорошо, но только у каждого соцработника не один подопечный, а живут они в разных местах и всех надо посетить: кому продукты принести, кого покормить, кого помыть, кому помочь… ну, да мало ли чего, ибо порой старый что малый. И ведь не бросишь же их без помощи!
А участки у многих (как у одного моего знакомого соцработника) от Герцена до Куйбышева, а потом и до Острова — километры улиц. А транспорт практически не ходит (раз в час, а то и в два часа).. А в руках тяжелые сумки с продуктами! И где-то там их, как ангелов, ждут старики. Но пока их всех пешком обойдешь, пока каждому поможешь и с каждым хоть немного поговоришь… И дня не хватит! А что будет, если просто не останется времени и сил побывать у всех — и для кого-то именно это станет смертельным?
И это при том, что наши соцработники — не самые высокооплачиваемые люди в городе, да и трудятся в соцслужбе далеко не студентки. Интересно, надолго ли этих не юных уже людей хватит — с такими-то нагрузками, выдержат ли они месяц такого карантина? Грустная альтернатива: остаться без стариков — или без соцслужбы?
Ну, хорошо, а что делать? А бог его знает… Но если бы губернатором был я, то, не знаю, может быть, военным в ноги упал — пусть соцработникам транспортом помогут. Или нашел бы не столь уж большие деньги и договорился с такси (не так уж таксисты сейчас загружены!)
А что: маршруты у каждого соцработника определенные, рассчитать стоимость поездок несложно. Старикам — реальная забота, таксистам — гарантированный заработок, соцработникам — возможность выполнять свои обязанности, не гробя собственного здоровья.
Да, конечно, такси — это не слишком дешево, но если так удастся спасти хоть десяток жизней наших пенсионеров, то это уже окупится, если мы не средневековые японцы, которые своих стариков уносили в горы и оставляли там умирать.
Ну, или — в крайнем случае — волонтеры. Это движение сейчас вроде становится популярным... Вот и прикрепите их к соцслужбе, пусть хоть сумки для соцработников носят. А если помогут за тем или иным старичком поухаживать, так будет всем нам (и властям в том числе) что на том свете предъявить — глядишь, и зачтут доброе дело!