На взгляд обывателя-54

Град на острове стоит

Посмотрел недавние новости, и почему-то вспомнилась пушкинская «Сказка о царе Салтане». Помните?

«Остров на море лежит, Град на острове стоит, С златоглавыми церквами, С теремами и садами...» Впрочем, насчет церквей и садов — это особая тема.

ostrov1А вот первые две строчки — это вовсе не память о сказочной старине, а скорее — воспоминание о будущем. К счастью, только о возможном. Как говорил тот же Пушкин, «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

И то, что на древних, времен Рима, картах Самбийский полуостров (где и расположен Калининград) изображен островом, возможно, не ошибка малограмотных древних картографов, а вполне адекватное изображение, тоже вполне может быть.

А что? Если римские гости посетили Самбию весной, в половодье, то они вполне могли принять часть области за остров! Ведь, если кто не знает, 97% сельскохозяйственных угодий области сейчас осушены систематическим и выборочным дренажем, открытой сетью каналов довоенной и современной постройки.

Более того, мелиорированные сельхозземли Калининградщины занимают 32% от общей площади мелиорированных угодий в СЗФО и составляют 596,5 тысячи гектаров. У нас 98 тыс. га польдерных осушительных систем, составляющих 70% от площади польдерных земель всей огромной России (польдер — это земли ниже уровня моря).

Короче, немалая часть нынешней Калининградской области — это земля рукотворная, созданная огромным трудом поколений людей, населявших эту территорию, причем неважно, какой национальности. В этом случае и немцы, и пришедшие им на смену русские, трудились одинаково...

polderНо у подобных рукотворных проектов, когда человек так кардинально изменяет природу, есть одно неприятное свойство: они требуют постоянного поддержания, иначе природа все быстро вернет по местам. И в советское время это прекрасно понимали.

До распада СССР в системе мелиорации Калининградщины работало несколько тысяч человек и более тысячи единиц техники — и худо-бедно они как-то сдерживали натиск воды и снизу, и сверху, и с боков. Но в новые времена стране (да и региону) стало как-то не до осушения земель…

Нет, будем справедливы: разговоров о проблемах мелиорации у нас много на всех властных уровнях — и все более-менее в курсе, каково сейчас положение. Но… Вот просто для сравнения: сейчас в распоряжении «Калининградмелиорации» находятся аж три гусеничных экскаватора, два трактора, два экскаватора-погрузчика и … ну, и кое-что другое (для памяти повторю: при СССР — более 1 000 единиц техники.)

Кстати, вот и новость: на днях власти региона купили земснаряд-амбифию для восстановления системы мелиорации за 56,7 млн рублей. (Для сравнения: несколько лет назад администрация учреждения говорила, что нуждается в 80 экскаваторах-болотоходах и минимум нескольких земснарядах.)

Так что, как видите, дело идет, и к концу века… если, конечно, к концу века область из полуострова окончательно не превратится в остров, не так уж нуждающийся в мелиорации. Зато тогда мы сможем с полным правом носить гордое звание «Непотопляемого авианосца РФ на Балтике»!

amphibious dredge excavator sdragflow hy85 1200 900Еще раз — не буду спорить: власти стараются, говорят о мелиорации постоянно, выдирают из Москвы миллионы, но только речь идет о миллиардах! Ведь еще десять лет назад сообщалось, что система включает в себя 700 километров дамб, 96 насосных станций федеральной собственности и более 6 тыс. километров федеральных каналов.

А еще 123 километра эксплуатационных дорог и линий электропередач, более 5 тыс. гидротехнических сооружений. Ну, и областная собственность: 5 тыс. километров каналов, десяток насосных станций и небольшое количество трубопереездов. Хотя главная проблема — бесхозные сети. Их на сегодня огромное количество — 363 тыс.километров закрытого дренажа.

Это те самые трубочки, которые периодически выкапываются при строительстве домов, прокладке газопроводов, устройстве дорог и просто валяются в полях и лесах. Балансовая стоимость только этого добра — 19 млрд. И фактически все наше мелиоративное имущество на 80% изношено.

Просто для иллюстрации: лет десять назад на одной из наших насосных станций накрылся последний немецкий насос (1898 года выпуска! Умели, гады, технику делать!). Наши же насосы, в основном 50–60 годов прошлого века, все сплошь требуют запчастей, которых нет, и не очень производительны. И работают они на честном слове…

Вот автолюбители (в отличие от политиков) знают: если машина начинает сыпаться, то подкрашивать отдельные места и подтягивать отдельные болты можно, но бесполезно, ибо система требует капитального ремонта. И вообще: автомобиль — это именно система, а не соединение отдельных деталей!

drenazhМелиоративная система — это тоже именно система: канавки сливаются в канавы, канавы — в канальчики, те — в каналы и так далее. И бесполезно чистить что-то одно, не прочищая другого, все требует постоянного контроля, а не отдельных акций…

Иными словами, те 500–800 млнв рублей в год, которые худо-бедно регулярно выделяются федцентром на мелиорацию региона, — это как раз и есть подкрашивание и подтягивание болтов, ибо, по подсчетам наших экономистов, речь идет о 20–25 млрд рублей.

И отсюда главная задача областных властей — объяснить Москве, что если Россия действительна заинтересована в русском эксклаве в Северной Европе, то косметическими мерами не обойдешься — придется заниматься мелиорацией области всерьез.

Иначе потом, с помощью МО и МЧС, это обойдется дороже: ведь Калининградщина — это не затерянный в лесах Дальний Восток с его наводнениями, это в Европе, на глазах у всего мира!