Об Иванах, родства не помнящих
Помнится, была еще в советское время такая не очень веселая шутка: у нас в провинции — почти как в столице. Только дома пониже, да асфальт пожиже... Хотя это и не шутка вовсе: в столичные города еще с царских времен вкладывались, средства несопоставимые с теми, что вкладывались в города провинциальные.
Но, с другой стороны, есть в этой поговорке и извечное провинциальное надувание щек: мол, мы тоже орлы, хотя и маленькие, как говорил один воробей. А то, что асфальт пожиже, — так ведь все равно асфальт, даже если больше похож на грязь!
Это все, если кто еще не догадался, мысли, навеянные новой концепцией застройки центра города, которую сейчас бурно обсуждают. И пока архитекторы тычут друг в друга циркулями и ходят мастерская на мастерскую с кульманами наперевес, хочется и мне, ни разу не архитектору, высказать свое, чисто горожанское мнение.
Говорят, что в одном советском учебнике по пожарному делу было сказано, что «пожар есть быстрое окисление социалистической собственности, в данное время и в данном месте к окислению не предназначенной» Ну, такая уж профессиональная специфика объяснений...
Да чего уж там, почитайте хотя бы искусствоведов, объясняющих, почему «Черный квадрат» Малевича — гениальная картина. Или вот, например: «Нет уникальности функций для уникального места, а уникальность функций того, что в Доме правительства, размывается сходными с апартаментно-бутиковыми объектами, фасадными решениями и местом Дома в среде» (это о проекте застройки нашей Центральной площади, если что).
Впрочем, я это так, хихикаю. А на самом деле люди (в том числе и архитекторы!) все понимают. Вот, например Олег Васютин: «Проблема в техническом задании, а еще если шире, то нет сверхзадачи. Никто ее не сформулировал для проектировщиков. А если нет сверхзадачи, то нет сверхидеи, которую можно было бы облечь в архитектурно-градостроительную форму».
Сказано заковыристо, но, если вдуматься, то просто и справедливо. Был Тевтонский орден, Церковь Воинствующая, острие натиска на Восток и в центре его зоны влияния, на холме — Замок, крепость, церковная и потом феодальная администрация.
А когда Кенигсберг стал скорее купеческим, чем военным городом, и замок стал скорее музеем и зоной отдыха, чем военной крепостью: тут и музеи с искусством и историей, и кабачок знаменитый... Но по-прежнему центр, только уже иного по сути поселения.
И Дом советов, который так и не успела достроить советская власть, тем не менее воздвигался на том же месте и исходя из той же идеи — отдельно стоящая область РСФСР и в центре, на высоком холме — обком и горком КПСС, горисполком с прочими советскими органами...
Согласитесь, для СССР, государства, где необычайно сильна была бюрократия, его вариант державного регионального замка должен был выглядеть именно так. Кстати, и мы сейчас это понимаем — ибо площадь таки назвали Центральной. И весь спор вокруг ее застройки — это чтобы там такое воздвигнуть, чтобы она действительно стала именно Центральной?
И вот если исходить из этой мысли, то все у нас очень грустно, господа архитекторы! Ибо не знаю, у кого как, но у меня, когда я первым мельком, не взглядываясь, увидел изображение планируемой застройки, сразу возникла мысль: Москва-Сити!
Потом вгляделся: ну, точно, Москва-Сити, только дома пониже и асфальт пожиже. То есть вы помните: мы тоже орлы, только маленькие! Понятное дело, Москва — крупнейший торговый и административный центр, и в ней, далеко не в центре, такой торгово-административно-жилой комплекс вполне уместен.
Только не на месте Кремля (ибо начинается земля, как известно, от Кремля, а не от Москвы-Сити!) И столица наша — это не только мегаполис, но и центр державы со всеми державными атрибутами, можно сходить на Красную площадь и в этом убедиться.
Вот и этот проект застройки в Калининграде — предложи авторы воплотить его где-нибудь в Балтрайоне или вообще на окраине города, то пусть себе строят. Но в самом центре, как суть, смысл и символ города? Цитирую авторов проекта: «... разноуровневый комплекс зданий общественно-делового назначения, в которых разместятся правительство региона, мэрия, музейный комплекс, МФЦ, гостиницы, офисы. В нижние уровни комплекса будут встроены многофункциональные пространства (кафе, предприятия обслуживания, магазины)...»
А «Макдональдс», KFC, «Балтийская шаурма»? А боулинг и минигольфклуб? Как без них? И назвать это все «Рынок на Центральной»? Или правильнее будет «Базар»? Если авторы проекта — не архитекторы, а менеджеры из торгово-промышленной палаты, то почему бы и нет?
Изображения из презентации проекта «Студии 44»