На взгляд обывателя-2

Что в имени тебе моем?

Будем откровенны: городская топонимическая комиссия порой принимает достаточно неоднозначные решения. Во всяком случае — для меня неоднозначные. Как, впрочем, и для многих других калининградцев. Однако не будем о грустном, ибо в последнее время деятельность этого (на взгляд обывателя) важного органа только радует. Ибо как яхту назовешь, так она и поплывет.

Да чего уж там: жил я на улице имени анархиста и вообще князя Кропоткина, а потом, как и многие ее жители, приветствовал распад СССР. Не сказать, что это было опосредованным влиянием Кропоткина, но все-таки… Кстати, помнится, еще в эпоху исторического материализма один москвич как спросил у меня: «А улицы Марии Спиридоновой у вас нет?» Мол, если есть анархист, почему бы не быть левой эсерке? Оба были попутчиками большевиков в 1917–1918 годах.

Впрочем, я отвлекся. Теперь о хорошем: сквер Матери-России наконец-то называется сквером Матери-России. Оказывается, до последнего времени он никак официально не именовался, хотя вот уже 45 лет любой калининградец на вопрос, это что за площадка с цветочками и кустиками, отвечает однозначно.

Жутко любопытно, кто именно и почему заметил, что сквер  почти полвека безымянен? Столько лет прошло, и вдруг у кого-то глаза открылись! Впрочем, и хорошо, что открылись, а главное, что никакой переделки сквера и снесения памятников это внезапное прозрение не требует. Зато теперь любой оказавшейся здесь и не заметивший ни памятника, ни цветов, все равно будет знать, что это сквер и в честь чего он назван.

Второй недавний акт топонимической комиссии по-своему радует не меньше. Дело в том, что  Калининградское региональное отделение «Балтийского  Союза казаков» обратилась в мэрию с просьбой переименовать улицу Свердлова в «Казачью» или «Казаков». Однако комиссия им отказала, так прямо и заявив: «…приняли решение улицу не переименовывать, а название “Казачья” присвоить новой улице». Когда оная появится. Если вспомнят.kazak

Конечно, с одной стороны, Яков Свердлов — не самая светлая личность в истории нашей страны и даже среди отдельно взятых большевиков. А с другой — болезнью переименования всего и вся страна уже вроде бы переболела, кто успел, тот и съел. Потому и получились анекдоты — типа «город Санкт-Петербург Ленинградской области»

Но,  слава богу, сейчас ко всем сменам имен отношение более взвешенное: плохи были те люди или хороши, но это наша история, и переписать ее уже нельзя. И потом — если  бороться с коммунистическим прошлым на улицах Калининграда, то начинать надо с Маркса и Энгельса, а далее — Ленин, Дзержинский, Калинин, Фрунзе, Клара Цеткин, чекисты скопом…

Хотя если бы членом комиссии топонимики был бы я, то отказал бы казакам еще и потому, что они казаки. Ибо мне кажется, что этим людям просто очень хочется напомнить миру: есть, мол, такое могучее Балтийское казачье войско, страх врагам и опора мирного народа! Но лучше если они добьются такого авторитета своими силами и трудом, а не с помощью комиссии по топонимике.

А то приведет калининградец внука на Казачью улицу, а дите и спросит: «А казак — это папа козы?» —«Нет, — ответит дед, — это те толстые дяди в странных мундирах с медалями, которые бессмысленно бродят на всех городских праздниках». Согласитесь, нынешние казаки в большинстве своем не воины и не землепашцы, как некогда, когда слово «казак» вызывало уважение и желание исполнять все казачьи хотелки.

Ну и наконец еще одна история с несостоявшимся переименованием: топономическая комиссия решила не присваивать городскому скверу имя погибшего мэра Гданьска Павла Адамовича. Нашлась какая-то группа граждан, которая выступила с таким предложением.

А ведь спроси у калининградцев, кто такой Адамович — несколько человек вспомнят писателя, автора «Карателей» и многих других книг, а вот гданьского мэра — это вряд ли.

В порядке бреда:  предложи та группа граждан увековечить погибшего на подлете к Смоленску Леха Качиньского — это было бы понятно. Конечно, калининградцы наверняка воспротивились бы, но он все-таки президент и погиб у нас.

А вот Адамович, да особенно в свете нынешних отношений между Россией и Польшей!… Впрочем, разве только на условиях взаимности. Например, когда в Гданьске откроют сквер имени председателя горисполкома Калининграда Виктора Денисова, который в свое время немало сделал для развития калиниградско-польских отношений.