Первый блин
Знай наших, господа! На днях сообщили, что небольшой (даже по меркам нашей компактной области) поселок Янтарный таки вырвался поперед России всей. Причем в чем — в социальной заботе о населении! И это здорово, поскольку, что касается социалки, у нас говорят порой гораздо больше, чем делают.
Короче, на днях сообщили, что в Янтарном запускается программа безусловного базового дохода (ББД). То есть в партнерском магазине проекта жителям будут бесплатно и ежемесячно выдавать товары первой необходимости, для чего каждый участник программы ББД получит определенное количество скидочных баллов (эквивалентное 1 000 рублей).
И что особенно приятно — это не хотелка и мечталка, как частенько у нас бывает. Администрация поселка подошла к делу серьезно и обстоятельно: собрали команду единомышленников, провели юридическую экспертизу проекта, разработали и запустили блокчейн-программу, учитывающую права жителей на получение безусловного базового дохода, создали и зарегистрировали некоммерческий фонд для реализации программы БДД, нашли партнеров…
И только после этого всего в Янтарном объявили о первом, проверочном этапе. Методом случайной жеребьевки из всех желающих будет выбрано 500 жителей — участников программы, и только после отработки всех нюансов (и по мере накопления средств и подтягивания инвесторов) она (программа) будет распространена на все население поселка, независимо от дохода и обеспеченности людей.
Ну, что тут скажешь — лихо! Будь я сторонником лингвистической конспирологии, обязательно отметил бы, что фамилия идеолога локальной ББД и главы поселка (Заливатский) всего на одну букву отличается от слова «залихватский»! Но есть и более серьезные соображения.
Кто бы спорил: для многих бедных 1 000 рублей — серьезное подспорье. Но эта сумма отнюдь не делает их хотя бы среднеобеспеченными. С другой стороны, для многих уже среднеобеспеченных, оная тысяча — приятный пустячок, никакой погоды для их бюджетов не делающий (впрочем, по нынешним временам и миллионер халявной тысячей не побрезгует). Казалось бы, само собой напрашивается —– добавить первым за счет вторых. Это будет уже более серьезная помощь малообеспеченным.
Хотя в реальности среди участников программы не будет 50% бедных и 50% тех, кто обойдется без той тысячи. Боюсь, что вторых будет много больше. Причем вовсе не из жадности, а по чисто техническим причинам. Дело в том, что среди условий участия в программе, есть и такое: наличие смартфона на базе Android (приложение под iOS дорабатывают, будет чуть позже).
Ведь кто у нас реально малообеспеченные? Пенсионеры, инвалиды, дети из многодетных семей… А кто у нас носители смартфонов? Ну, точно не бабушки и дедушки! Они и слов-то таких (Android и iOS) не слышали! Может, тогда первым этапом должна стать раздача нуждающимся смартфонов и проведение кратких курсов пользования ими? За счет тех же спонсоров!
А то что это за объяснение (цитирую г-на Заливатского): «При той модели, которую мы сейчас развиваем, нет необходимости отслеживать целевые расходы…. Нет необходимости контролировать, вычислять, выяснять, тратить деньги на идентификацию нуждающихся лиц, перепроверять их постоянно и так далее»?
Оно конечно, так проще, но социологи давно установили, что гораздо больше, чем бедность, людей гнетет социальное неравенство, разрыв между богатыми и бедными. Добавьте бедным пару тысяч — и разрыв немного уменьшится, добавьте всем поровну — и разрыв останется таким, как и был.
Хотя понятно, что первый в стране блин с БДД испечь почетно. Но почему у нас первые блины всегда комом?