На взгляд обывателя-7

А граница между ними — порт, порт

Власти радуются, народ — не очень… Вот сообщение: «Компания “Уралхим” заинтересовалась строительством глубоководного порта в Янтарном. Проект предусматривает обустройство порта и транспортной инфраструктуры, В состав объекта входят терминалы для контейнеров, наливных, накатных и генеральных грузов. Суммарная мощность оценивается в 50 млн тонн. Предполагаемый объем инвестиций — 200 млрд рублей»

ust lugaДа нет, глупо возражать против прихода 200 млрд в экономику региона — и против нового мощного налогоплательщика тоже. Тем более что разговор о таком порте в КО идет уже давно и реализация проекта упиралась сначала в «где», потом в «почем» и наконец в «зачем» Но вот вроде все сошлось.

Однако это-то и пугает. Во-первых, инвестор — АО «ОХК «Уралхим» (Объединенная химическая компания «Уралхим»). Кто бы спорил, организация богатая (одна из крупнейших компаний на рынке минеральных удобрений в Российской Федерации, СНГ и Восточной Европе), которая занимается производством минеральных удобрений, аммиачной продукции, кислот, солей и прочей химической продукции.

Но почему именно Калининградщина? Вот как это объясняют в ОХК: «…загрузка действующего порта  Санкт-Петербурга приближается к максимальной отметке».

Ой ли? Порт Луга постоянно расширяется, и пристроить к нему пару причалов — это  всяко дешевле и быстрее, чем с нуля строить порт и инфраструктуру практически в чистом поле. Может, просто питерцы не хотят связываться с грязной химией?

Особо настораживает то, что (цитирую «Уралхим»): «Кроме того, реализация проекта требует проработки на уровне законодательства из-за ряда ограничений на возведение складов под хранение определенных категорий минеральных удобрений — пестицидов и гербицидов». Это про Питер, если кто не понял.

А в Янтарном таких ограничений, получается, нет? И законодательной проработки не требуется? Или на Урале полагают, что с анклавной администрацией  договориться легче, чем с зубрами из СПб и Ленобласти? Хотелось бы думать, что это не так!

yadДа и вообще — создается впечатление, что кое-кто не слишком понимает, где этот Калининград находится. Вот еще одно основание от «Уралхима» для строительства порта именно у нас: «Представители организации также отметили важность сквозной ставки, которая складывается из железнодорожных тарифов и ставки по перевалке грузов».

Интересно, неужели ребятам с Урала никто не сказал, что железнодорожные тарифы на Калининград зависят от левых ног Лукашенко и того, кто там у них сейчас в Литве, и они (тарифы) меняются не по объективным причинам, а по политическим прихотям? Да еще литовские соседи периодически заговаривают о железнодорожной и автомобильной блокаде КО?

Да  если  бы одни уралхимовцы не понимали обстановку вокруг Калининграда! Тут и эксперты порой не блещут. Вот, например, мнение одного такого специалиста (из обсуждения необходимости строительства порта в нашем регионе на сайте «Морпроект» в этом году): «Строительство глубоководного контейнерного хаба в Калининградской области позволит разгрузить соседние порты Польши и Литвы от больших контейнерных судов».

Yantarnyi beach1Похоже, товарищ как-то не заметил, что СССР и СЭВ распались — и равномерная загрузка портов больше не планируется из единого центра. Кто бы спорил, наш новый порт действительно позволит разгрузить порты соседей, вот только позволят ли они нам это позволить? Литва — та вообще на доходы от Клайпеды живет, и тарифы наши у нее в руках!

Ну, и еще одно обстоятельство, которое особо волнует калининградцев, — пляжи. С учетом того, что пляжи Светлогорска, Зеленоградска и Пионерского исчезают на глазах, некогда знаменитые балтийские прибрежные пески остались именно в районе Янтарного. Но какой же это пляж — бок о бок с глубоководным портом?

И еще очень бы хотелось увидеть компетентную оценку  того, как новый порт изменит карту прибрежных течений. Ведь есть мнение, что печальное состояние нашего побережья вызвано именно тем, что сбросы янтарного комбината за десятилетия работы намыли в море огромную мель.

А из-за этого изменились и береговые течения, и угол набега волн. И якобы именно потому они стали не приносить песок на берег, а уносить его. А тут еще порт! Не специалист, ни на чем не настаиваю, но разъяснения специалистов хотелось бы услышать до того, когда море не только пляжи, но и прибрежные города в Литву унесет.