На взгляд обывателя-8

Что нам стоит дом построить?

Проблема некогда знаменитых калининградских пляжей возникла не сегодня. И сколько миллиардов рублей потратили за эти десятилетия федеральный центр и область на восстановление или хотя бы обережение оных, не знает, наверное, даже счетная палата. А пляжи и ныне там! В смысле —  где-то там, но не здесь.

bereg3Но что особо умиляет, так это бесконечное променадостроительство. Их (променады) воздвигают, а они рушатся, их воздвигают, а они опять рушатся. И не надо быть Вангой, чтобы предсказать: этот процесс променадопада будет продолжаться, если не усиливаться.

Ибо вода, как известно, камень точит. А чем меньше становятся пляжи, тем упорней променады превращаются фактически в волноломы, а этот тип береговых сооружений должен строиться по совершенно другим законам и с совершенно другой прочностью.

Вся эта бурная деятельность напоминает одну историю из моей жизни, когда в городе бушевала очень вредная лакунарная ангина — и мой ребенок ее подхватил. Приехала врач, подтвердила диагноз и начала писать справку. Однако в ней значилась не упомянутая ангина, а ОРВИ. «И почему?» — спросил я. «Понимаете, — ответила врач, — согласно приказу горздравотдела, ангина у нас закончилась…»

Так вот, о пляжах: мы ведь можем довольно точно  установить, когда процесс их размыва ускорился в разы. И так же точно можем хотя бы попытаться определить, какие именно природные перемены произошли  в прибрежных водах в предшествующий атаке моря период. И (или) какие последствия хозяйственной деятельности человека перешли в новое качество и стали активно влиять на природные процессы.

Например, еще лет десять назад (если не больше) высказывалось мнение, что виной всему огромная мель, намытая янтарным комбинатом за полвека с лишним, которая и изменила карту прибрежных течений. Не знаю, так оно или нет, но одно очевидно — в прибрежных водах нашей области что-то произошло, и у этого чего-то есть свои причины.

bereg2Однако согласно приказу горздравотдела…ну, вы помните! И поэтому мы упорно пытаемся бороться не с этими причинами, а с их следствиями, в основном — насыпая пляжи и строя планы строительства волноломов. Как говорили в годы моей армейской  юности: «Товарищ солдат,  вы работаете на Китай!» (Тогда, после Даманского, это было плохо — работать на Китай.)

А мы в данном случае работаем на Литву — наш песок уносит именно туда, на пляжи Паланги и далее везде. А ведь и песок, и работа денег стоят, причем больших денег! Но… чего там думать, трясти надо, как говорится в одном старом советском анекдоте. Причем трясти все сильнее и сильнее, ибо сила есть — ума не надо.

И вот этому доказательство: проект «Проводы песка в даль светлую» приобретает новые масштабы. Цитирую СМИ: «Губернатор региона Антон Алиханов обратил внимание на то, что курортные пляжи здесь стремительно исчезают. По его сведениям, за 17 лет было утрачено около 250 га побережья. По этой причине в области было решено создать искусственный остров для пляжного намыва».

Нет, ну, в самом деле: развозить песок по пляжам — это же лишняя работа! Давайте насыплем остров, и пусть Балтика размывает его. Кучу же легче растаскивать, чем тот же песок, но размазанный по ста километрам пляжей. Море (или литовцы) нам спасибо за заботу скажут!

Правда, в статье про этот проект региональных властей приводятся примеры нескольких таких, намытых  в разных местах мира, островов, но почему-то не упоминается стоимость такой работы. Хотя кое-какое представление об этом можно составить по эпопее с засыпкой песком Октябрьского острова к ЧМ по футболу.

bereg6А теперь поставим  мысленный эксперимент: что было бы и сколько оно бы стоило, разыграйся во время засыпки у берегов Октябрьского хоть один 8–9-балльный шторм? А лучше парочка… Ведь все острова, на примеры которых, судя по всему, опирались авторы нашего проекта, построены на реках и в мелководных заливах, где не бывает больших штормов.

А знаете, какова сила моря? При ударах о берег волны высотой 1 м с периодом 10 с на одну милю побережья развивают мощность более 35 тыс. л.с., или около 19 л.с. на 1 м берега. И вот представьте себе: на побережье Шотландии, например, волны выломали из пирса и передвинули сцементированный каменный блок весом 1 350 тонн. Через пять лет был снесен поставленный взамен прежнего пирса блок весом 2 600 тонн. Сила прибоя при ударе волн в этом месте побережья оказалась 29 т/м2.

На побережье же Орегона волны забросили обломок скалы весом 60 кг на крышу маяка, расположенную на высоте 28 м от уровня моря. А мы морю кучку песка предлагаем… Даже не сложное инженерное сооружение на мощном фундаменте — искусственный остров, а именно кучку песка.

И что особенно обидно — не зная толком, почему Балтика так ополчилась именно на наши пляжи…