На взгляд обывателя-11

Куда ни кинь — везде клин

Страшное это дело — демография. Во всяком случае, у нас в России она не радует… Чего уж там, плохая у нас демография, и все это знают. Хотя, если вдуматься, в самом этом слове ничего отрицательного нет: демос + графос, описание народа. Может, просто криво описывали?

Но уж если так сложилось, что слово демография у нас вызывает мысль о чем-то плохом, то, с учетом особенностей русского языка, не исключено, что скоро в переносном смысле оно станет употребляться и в других, не связанных с народонаселением случаях.

Например, что у нас там с демографией промышленности? А с демографией благосостояния народа? И каждому уже ясно, что ничего хорошего! Или, скажем, так: по словам областного омбудсмена, в области наблюдается «тревожная демография бизнеса».

hromaya loshad b04 si24ljgНет, оно и впрямь ничего хорошего: «…количество вновь открывшихся предприятий падает, количество закрывающихся растет. Имеет место работа налоговой службы по ликвидации так называемых однодневок, тех, кто не работает и занимается отмыванием денег, но их процент не так велик, каким мы видим спад. В этом году стало на 2 тыс. 200 предпринимателей меньше, в прошлом году их стало на 1 тыс. меньше»

И причина этого вымирания бизнеса, по мнению омбудсмена, очевидна: в Калининградской области вместе с увеличением числе проверок бизнеса падает число субъектов предпринимательства — «число внеплановых проверок в 4,5 раза превысило число плановых. Всего их было почти 11 тыс…» Ну, и далее стандартный плач Ярославны: все еще необоснованно возбуждаются уголовные дела, оказывается давление со стороны контрольных госорганов, штрафы не соответствуют выявленным нарушениям. При этом за последние четыре года резко увеличилось количество жалоб на налоговую службу, региональные органы исполнительной власти.

Плохо, конечно… Но у любой монеты (в данном случае — у бизнес-демографии) есть две стороны. Вот помните пожар в ночном клубе «Хромая лошадь»? Как вы думаете, он произошел потому, что заведение проверяли много или мало? А может, его просто плохо проверяли, независимо от количества проверяющих?

Или, скажем,   несколько лет назад у нас было довольно-таки массовое отравление шаурмой (или шашлыком). Интересно, это потому, что владельца заведения опять-таки проверяли много или, напротив, мало? Сдается, что мало и наверняка планово — то есть, он заранее знал, когда к нему придут. Наверное, в такие дни в его заведении все было наисвежайшее!

shawarma 4029889 1280Нет, согласитесь: наш бизнес, особенно средний и мелкий, еще далековат от цивилизации. Помнится, встретились в одной компании бывший наш, уехавший из СССР в США лет двадцать назад и там обзаведшийся несколькими аптеками, и нынешний наш — бизнесмен, поставляющий в аптеку лекарства.

Когда американский гость узнал, какую наценку делает на фармпродукцию российская аптека, он был в шоке: по его словам, позволь он себе такое, к нему бы на следующий день пришли 10 проверок — и он бы разорился, не успев понять, что произошло.

Я это к тому, что бизнес наш еще молод,  жадноват и не слишком думает о клиентах, больше о прибыли. Понятно, что ему мешают проверки. Но, с другой стороны, чем меньше контроля, тем больше у нас будет «Хромых лошадей», а уж чем станут нас без должного пригляда поить и кормить — это и подумать страшно!

И потом, не настолько уж у нас в России ужас-ужас-ужас — попались мне в материалах то ли ООН, то ли МВФ такие цифры: с учетом среднего и малого бизнеса, количество предпринимателей  в пересчете на 1 000 человек населения  составляет в  Японии — 45, в США — 20, в Чехии — 85, в Канаде — 33, в России —  39, в Великобритании — 27 человек.

Не Япония с Чехией, но и не Канада с  США и Англией, вполне достойное место! А что до того, что многие уходят из бизнеса, так старину Дарвина еще никто не отменял: выживают сильнейшие и наиболее приспособленные к окружающей бизнес-действительности. Нам, потребителям, лучше один хороший предприниматель, чем три плохих!