Южный закат
Увы, но есть две модели отдыха: современная и устарелая. Устарелая — это дворянско-интеллигентская, с прогулками по аллеям и музеям, любованием водой и цветочками, кормлением уточек и лебедей, ловлей рыбы, дышанием кислородом, игрой в лаун-тенис (или бадминтон) на полянках и прочими глупостями.
Но более современно отдыхать под крышей, так сказать — индустриально: боулинги, общепит, различные залы и помещения, где вас повеселят специально обученные люди, и пр. А что? Самому себя веселить трудно. Впрочем, если по уму, то и тот, и другой отдых можно совмещать…
Но это если по уму… Честно говоря, на такие грустные размышления наводит судьба одного уникального уголка Калининграда — Южного (он же — Матросский, он же — 40-летия ВЛКСМ) парка. Редкий для нашего региона случай: и у немцев до 1945 года здесь тоже был общественный парк.
То есть можно сравнить, что было и что стало — ну, хочется же погордиться тем, как мы все улучшили и привели в порядок! (Ирония, если что.) А применительно к парку — еще и грустная ирония. Судите сами…
Особая ценность «Южного» и у нас, и до нас — водоемы. С одной, впрочем, разницей: когда-то это были проточные чистые озера, городские купальни. А сейчас — зарастающие грязные пруды. Один раз, впрочем, мы пытались их почистить — и окончательно погубили дренажную систему.
Еще одна здешняя фишка — зелень. В свое время знаменитый ландшафтный архитектор Эрнст Шнайдер выстроил «Южный» как ландшафтный парк: с аллеями и купами деревьев, перемежаемых полянами.
Но постепенно он стал зарастать всякой растительной шпаной вроде крапивы и лопухов, а деревья потихоньку начали вырубать — санитарные рубки, рубки под строительство того-сего… Сейчас, например, очищают место под строительство бассейна и цирка, а еще раньше — под мечеть. Мечеть, правда, строить передумали, но деревьев уже нет. А что?
А что? Построишь посередь парка трехэтажный бассейн — и сразу станет меньше хлопот с кучей зелени, с дорожками, с водоемами общественность приставать перестанет — сплошной профит! Конечно, можно бы построить бассейн и не на месте парка — но это уже о борьбе двух точек зрения на правильный отдых.
Кстати, о дорожках. В парке много немощеных тропок — и фотографии их постоянно появляются то там, то здесь как доказательство запущенности парка и необходимости его перестройки. Хотя согласитесь — по естественной тропинке гулять приятнее, чем по асфальту.
Однако очень несложно заметить, что грязь и колеи на фотографиях — это следы автомобилей. Может, для того чтобы тропинки не превращались в грязь, нужно просто не допускать в парк автомобили?
Хотя о чем это я? Какой современный отдых, если к его месту нельзя подъехать на поповозке? К слову сказать, господа, как вы думаете, много ли останется от парка, когда к цирку и бассейну народ ломанется на машинах? А он ломанется — если уж сейчас автомобили по тропинкам катаются, то уж по асфальтовым аллеям-то сам бог велел!
Ну и, наконец, два прилегающих к парку уникальных сооружения: Фриндландский и Хабербергский равелины. Слушайте, да десятки городов были бы счастливы, найдись у них в центре города такие места, удивительно приспособленные под культурные и отдыхательно-развлекательные задачи. Да еще в парке!
Ту тебе и музейчики, и кабачки, и аттракционы и салоны всякие художественные — причем все это не в новостроях стилизованных под неизвестно что, а в подлинных исторических сооружениях. Жемчужина же центра города, самая что ни на есть туристическая. И ничего вырубать не надо!
А назови один из равелинов «Янтарным» да размести в нем тех торговцев янтарем, которых постоянно гоняют от башни «Дона»… А!.. Кстати, возвращаясь к сравнению в начале этой статьи, надо сказать, что немцы относились к оборонным сооружениям со всей серьезностью, но они и в парках толк понимали.
Так вот, у них в Хабербергском равелине располагалась молодежная туристическая база, а во Фридландском — сад для детей с игровыми площадками. Сейчас у нас — гараж, свалка, офисы, рыночек, просто пустые заброшенные помещения… Ну, самое то: какой же парк без гаража и свалок!
Грустно, девушки, грустно. И стыдно немного…