Заметки из-за кордона-17

Государственный троллинг восьмидесятого левела

О новом порте в районе Янтарного говорилось уже много и давно — минимум при трех губернаторах. И до сих пор все дискуссии по этому поводу сводились к фразе из одного старого анекдота: «Есть где, есть с кем, есть чем, но встает вопрос — а зачем?»

Yantarnyi beach1Нет, в самом деле: а нужен ли Калининграду этот порт для внутреннего использования? Нет, Калининград потребляет грузов значительно меньше, чем в совокупности способны переработать (и перерабатывают!) уже существующие местные порты. Кроме того, логистика наша исторически построена так, что она ориентирована на сухопутную Россию.

То есть и наши поставщики, и покупатели наших товаров расположены большей частью в материковой России, и, чтобы включить новый порт в эту связь, грузы придется вести в Питер и там перегружать на суда (и наоборот). Хотя в случае войны или блокады области… может быть.

С тем, впрочем, замечанием, что такая блокада — это типичный casus belli (повод к войне), и она (блокада) скорее всего будет не только сухопутной, но и морской. Ну, а если наши соседи по побережью ее (блокаду) не потянут, то на  морских путях всяко будут вестись военные действия…

Тогда, может быть, новый порт  предназначен для международной торговли России?  Тоже вряд ли: во-первых, опять-таки наши уже действующие порты не перегружены, во-вторых, сейчас железная дорога перевозит примерно 15 млн тонн в год и уже пищит, а мощность нового порта (предполагается) — под 50 млн тонн. И, кроме как по железной дороге (или автотранспортом), от нас ничего в РФ не вывезти.

portНу, и в-третьих: железная дорога (равно как и автомобильные) уязвима, ибо проходит через Литву и Белоруссию. Не обязательно блокада — можно и ремонт чего-нибудь на дорогах затеять, результат будет похожим. А иначе как через Белоруссию и Литву наши грузы — что из старых портов, что из нового — до России не доберутся.

Ну, и зачем тогда эта затея стоимостью в 200 млрд рублей? Страна у нас не очень бедная, но сейчас строятся порты и на Черном море, и на Севморпути, и Усть-Луга постоянно растет… Так ли уж необходим России еще один порт на Балтике? Однако в последнее время появились некоторые сигналы.

Помните, о чем говорил Петр I, затевая строительство Санкт-Петербурга (по версии А.С. Пушкина)? «Ногою твердой стать при море… И запируем на просторе!» (Имеется в виду — на Балтийском). Встали, запировали. И 250 лет так и пировали, стоя на одной, питерской, ноге! И только в 1945 году, с появлением Калининграда, почти  твердо встали на две.

Почти, ибо по сравнению с Питером и (особенно) Усть- Лугой Калининград — это не нога, а так себе. костыль. Причины — см. выше. И вдруг начинается разговор о новом порте в Янтарном. И даже этот пока еще разговор, оказывается, уже пугает  наших соседей — и Литву, и Польшу.

Особенно Польшу: недавно в польском издании Gazeta Wyborcza выразили серьезную тревогу по поводу возобновления в России работы над проектом  нового глубоководного порта. Автор, некто Анджей Кублик, считает, что новая российская гавань не только позволит россиянам наладить надежное морское сообщение между Усть-Лугой и Калининградом, но и будет угрожать работе порта в Гданьске.

port1Ведь, по странному совпадению, мощности обоих портов практически совпадают: Гданьск — 49 млн тонн, Янтарный — 48, то есть он станет пятым по величине среди портов Прибалтики, и  российский бизнес сможет полностью перевести свои грузопотоки на отечественное морское направление, в обход и Балтии и Польши.

Кроме того, есть еще порт в Эльблонге. Согласно плану министерства водной экономики Польши, он (после строительства канала через Вислинскую косу) должен будет стать «поддержкой» для Гданьска и Гдыни. Однако если крупные польские порты начнут конкурировать за грузы с Янтарным, такая помощь им будет уже не нужна. Как и сам Эльблонгский порт.

Ну и, наконец, после открытия терминала в Калининградской области российские перевозчики смогут уменьшить количество транзитного транспорта, проходящего через страны Прибалтики и Польшу, перевозя свои грузовики в порты Германии по морю, что сулит полякам убытки еще и с точки зрения организации перевозок.

Короче, нашим соседям и справа и слева есть чего пугаться. А значит, переговорные позиции России по многим вопросам становятся сильнее — еще даже до начала строительства порта. А там построят его, не построят… Иными словами, как сейчас говорит молодежь, «годный троллинг  80 левела» уже удался.