Предчувствие Атлантиды
Сначала небольшая иллюстрация из не столь уж далекого прошлого. Как-то так получилось, что после нескольких моих газетных статей, посвященных городской мелиорации, ко мне стали обращаться люди. Причем в основном с двумя проблемами: либо воды нет там, где она должна быть, либо она есть там, где ее быть не должно.
И, в частности, пришли железнодорожники с Кутузово-Нового — невесть почему вода стала регулярно заливать железнодорожные пути. Впрочем, это для них невесть почему, а на самом деле все было ясно: имелось рядом со станцией небольшое болотце и канавка к нему, шедшая с Северной Горы.
Зона отчуждения железной дороги — вот путейцы и воспользовались: болотце засыпали, придавили сверху многоквартирным домом для своих и успокоились. Ан болотце это было не простым, а своего рода коллектором для ливневых (и не только) вод.
Они в нем собирались, отстаивались, перетекали в следующую низинку (около бывшего кольца трамвая № 1) и оттуда в Верхнее озеро. А теперь у воды (сказано же: вода дырку найдет) образовался новый путь — на железнодорожные пути и под дома на Северной Горе. Верхнее же озеро, еще недавно хорошо проточное, на глазах превращается в зарастающие пруды — первую стадию болота.
И это — маленькая демонстрационная модель куда более серьезного и грозного для всего нашего региона явления… А знаете ли вы, господа читатели, что до XIII века добрая половина Восточной Пруссии была сплошным болотом, а треть ее — вообще польдер, т.е. ниже уровня моря? И за два века сначала немцы, а потом уже и советские люди, казалось бы навсегда, отстояли эту землю, превратив потенциальное дно в города, поля и леса. Просто к сведению: на картах древних римлян наш регион обозначен как остров — видимо, таким он тогда и был.
И это совсем не смешно, ибо в зону потенциального затопления входят пять районов: Славский, часть Полесского района, отдельные участки Гурьевского и Зеленоградского и часть Советска. Всего 98 тыс. гектар польдерных территорий, составляющих 70% от площади польдерных земель всей России.
А противостоят натиску воды у нас 700 километров дамб, 96 насосных станций федеральной собственности, более 6 тыс. километров федеральных каналов, 123 километра эксплуатационных дорог и линий электропередач, более 5 тыс. гидротехнических сооружений. Точнее противостояло, ибо изношено все где на 50, а где и на 80%.
Смешно сказать, в 2011 году вышел из строя самый заслуженный насос системы — 1898 года выпуска. А поставленные в 50–60 годах прошлого века более современные насосы прекращают работать один за одним — и запчастей к ним нет. Да и прочая техника, если где в районах осталась, тоже глубоко советских времен.
Да вот — на днях глава «Калининградмелиорации» Александр Булатов пожаловался губернатору Антону Алиханову на технику для расчистки каналов: оказывается, на сегодняшний день у этой могучей службы есть целый арендованный экскаватор и два УАЗика с логотипом (напомню — 6 тыс. километров только федеральных каналов) А еще есть областные (5 тыс.), муниципальные, частные, бесхозные…
Может, видели в полях или лесах валяющиеся то там, то здесь красные керамические трубки? Это и есть остатки бесхозной мелиоративной системы. У нас в области 363 тыс. километров закрытого дренажа. Было 363 тыс. километров — сколько осталось сейчас, никто не знает.
Нет, не берусь утверждать, что власти ничего не делают — делают. Что могут. Однако стоимость только первоочередных работ еще пять лет назад оценивалась более чем в 20 млрд рублей, а с тех пор наша мелиоративная система отнюдь не помолодела.
А выделяет нам Москва в год самое большее 10% от минимально необходимого для спасение польдеров. И вот результат: сейчас более трети сельхозугодий области уже не пригодны для хозяйственного использования. Еще лет десять (если дамбы столько выдержат) — и… Скажите, там, на горизонте не призрак Атлантиды маячит? Может, атланты так увлеклись строительством своих великолепных городов, что про мелиорацию забыли?
Еще раз: не скажу, что наши власти ничего не делают. Но уже ясно, что своими силами (даже с небольшими дотациями Москвы) области с этой проблемой не справиться. Здесь необходима федеральная программа на десятки миллиардов — и именно ее надо добиваться, талдыча о ней во всех московских коридорах всякий раз, когда хоть один наш чиновник появляется в столице.
А то вся Европа сбежится полюбоваться, как тонет грозный непотопляемый авианосец «Калининградский эксклав»!