На взгляд обывателя-22

Административный склероз и как с ним бороться

Печальное известие, господа: крупнейшая калининградская деревообрабатывающая компания «Лесобалт» сокращает объемы производства, то есть  фактически речь идет о ее закрытии. А это не только весомый кусок налогов в городской бюджет, но и 400 рабочих мест!

LesobaltВпрочем, ладно: «Лесобалт» — не единственное предприятие в городе (хотя по-своему уникальное) и не градообразующее — значит, переживем. Тем более что еще когда эта компания только зарождалась, многие наши экономисты выражали сомнение в ее целесообразности и перспективах.

В самом деле — так ли уж рентабельно тащить лес-кругляк из Сибири, чтобы здесь, на самом западе России, заниматься его переработкой? Но кое-кто (и авторы этого проекта, видимо) еще помнили, что именно подобным образом строились когда-то промышленность и процветание Восточной Пруссии.

Провинция закупала у Российской империи лес, хлеб, многое другое и здесь, на границе с РИ, перерабатывала их, отправляя в Европу уже продукты передела. Отсюда и пять целлюлознобумажных заводов, десятки лесопильных предприятий, огромные элеваторы, намного превосходящее потребности Пруссии мельничное производство… По этой же схеме работал и «Лесобалт», но у него оказалась одна ахиллесова пята — железная дорога.

Вот об этом стоит поговорить поподробнее. Сколько помнится, все наши губернаторы, начиная с Маточкина, боролись за удешевление  калининградского транзита. И неизменно побеждали, ибо выходов у Москвы было немного: либо тупо кормить калининградский эксклав, либо давать ему разнообразные льготы, то есть делать калининградскую продукцию более-менее конкурентоспособной.

les kruglyak kedr 2В результате мы получали что хотели, причем в самых разных формах: налоговых послаблений, сниженных тарифов, дотаций¸ особенно по грузоперевозкам… Но — увы — в Москве так же регулярно забывали, что Калининградщина не имеет общей границы с метрополией, и борьба за железную дорогу  в эксклав начиналась сначала.

И причина этой регулярной забывчивости — вовсе не  склероз столичных бюрократов, а куда более серьезная причина, укоренившаяся в сознании многих москвичей сразу после развала СССР, в эпоху «парада суверенитетов». Именно тогда возникло опасение, что Калининградская область может отделиться от РФ.

И не такое уж беспочвенное опасение, надо сказать: в совершенно недружественных Польше и Литве начали вспоминать об исконно литовском Караляучасе и исконно польском Кролевце, в самом городе начались какие-то мутные движения то ли за отделение от России, то ли за присоединение к Германии…

А Российской Федерации,  у которой тогда проблем накопилось выше крыши, а сил и средств практически не осталось, оказалось совсем не до Калининграда. И поэтому в столице решили пойти самым элементарным, т.е. административным, путем. Просто присвоить региону статус, не предусматривающий резких движений.

ekonom zona kaliningradДа и опыта управления зарубежными территориями (в отличие от управления областями) у нашего государства не было совсем. Так и получилось, что эксклав за частоколом границ  да к тому же в совершенно особых условиях хозяйствования оказался просто областью, одной из многих десятков. Где это видано¸ чтобы области отделялись? Не республики, чать…

И согласитесь, когда чиновнику высокого ранга кладут на стол список из нескольких десятков одинаковых по статусу регионов, он скорее всего не сможет вспомнить, чем там один отличается от другого, — подмахнет весь список.

Но это в лучшем случае — наверняка есть и такие, которые в принципе против отдельных льгот одной из областей. Как говаривал кардинал Ришелье в почти таком же случае: «Гасконь слишком маленький петушок, чтобы кукарекать так громко!»

И вот результат: на днях президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин сообщил, что «Белорусская железная дорога» с 1 июля 2019 года увеличила тарифы на перевозку широкого перечня грузов. По некоторым позициям рост достиг 20 %. «Предприятие, перерабатывающее российское сырье, производящее экспортную продукцию с глубокой степенью переработки, закрывается из-за того, что затраты на доставку древесины делают продукцию неконкурентоспособной даже в Еврозоне».

matochkinНо это Белоруссия, хотя и на нее тоже есть управа. Гораздо хуже другое: на прошлой неделе Министерство транспорта РФ на обращения деловых сообществ Калининградской области о возможности компенсации разницы тарифов ответило отказом. Перевозку хлеба компенсировать можно, а больше ни-ни! Нам ведь кроме хлеба ничего не надо…

А знаете что, поговаривают, что некоторые (не очень опасные, но очень горластые) сепаратистские кучки на Калининградщине тайно-тайно, но поддерживал губернатор Маточкин, которому мы обязаны СЭЗ, которая помогла Калининграду выстоять в самые трудные годы. Ну, как поддерживал? Не слишком их гнобил.

И многие заметили, что как только в столице забывали (а это частенько случалось!), что наша область — не обычный регион РФ и ей нужны особые условия, так у нас сразу вылезал какой-нибудь сепаратист со товарищи и начинал орать. После чего в Москве сразу меняли тон и  становились уступчивыми и благосклонными к Калининграду.

Ни к чему не призываю и даже ни на что не намекаю! Но сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Может, и найдется у нас добрый молодец?