На взгляд обывателя-28

Недолго музыка играла…

Начиналась история «Лесобалта», если кто помнит, с громкого скандала: сцепились владельцы этого предприятия с владельцами «Цепрусса». Не поделили они тогда железнодорожную ветку, идущую к одному предприятию через территорию другого.

Rail transport turntable in Minsk 2Чисто боевик начался, чуть ли не до боевых столкновений служб охраны обоих предприятий. Но худо-бедно разобрались, притерпелись, дело пошло. Все-таки 400 рабочих мест, одно из немногих экспортноориентированных предприятий области…

Но недаром народные примеры не рекомендуют строить на болоте — чуть больше 10 лет прошло, и снова не слава богу: теперь уже речь идет чуть ли не о закрытии предприятия. Только на этот раз дело не в бизнес-разборках, а куда серьезнее. И возникает опасение, что «Лесобалт» может оказаться только первой ласточкой…

Суть в том, что это — лесоперерабатывающее предприятие, и работает оно на привозном сырье. Собственно, идея не новая — именно так была устроена похожая промышленность Восточной Пруссии: 5 ЦБЗ и несколько десятков лесопилок перерабатывали здесь поставляемый из-за границы лес.

С той, впрочем, разницей, что Пруссия получала лес в основном из стран Скандинавии, а «Лесобалт» ориентирован на отечественного производителя — у него лес из Сибири. Ну, и еще есть разница: за Пруссией стояла Германия, а за нашей областью… Сказать, что метрополия ее бросила — это слишком резко?

Или не слишком? Смотрите сами: каждый месяц «Лесобалту» требуется почти двести вагонов леса. Чтобы добраться к нам лесу нужно пересечь территорию Белоруссии и Литвы. Перевозки по литовской железной дороге обходятся калининградским компаниям в три с половиной раза дороже, чем по России. По белорусской — в 15 раз (друзья-союзники, понимаешь!)

drovaРаньше эту разницу компенсировало российское правительство. Но с этого года субсидии отменили. Транспортные расходы «Лесобалта» с января выросли на 40 млн рублей. В результате перевозка теперь обходится практически дороже самого леса.

Вот и думайте: «РФ бросила» — это слишком резко сказано? Или вы думаете, что субсидии отменили персонально «Лесобалту» и прочей региональной промышленности это не коснется? Рано или поздно, в той или иной степени, но удар придется по всем!

Да вот что говорит по этому поводу Михаил Тарасов, член комитета по транспорту Калининградской торгово-промышленной палаты: «Ежегодная индексация тарифов по российским железным дорогам, изменения тарифных условий по Литве и Белоруссии негативно сказываются на конкурентоспособности калининградского региона». Это — мягко, дипломатично говоря….

Правда, наши лесопереработчики еще барахтаются, ищут выходы. Например, такой — по словам генерального директора «Лесобалта» Александра Орехова, надо найти инвестора, который может вложить серьезные деньги в завод, инвестора, у которого есть возможность за счет предоплат удешевлять сырье и иметь скидку до 50% (как у крупного перевозчика).

Ну, или золотую рыбку поймать — в принципе, это близко одно к другому. Однако есть и другой путь: переход к работе на местном, калининградском сырье. Кто бы спорил, это, конечно, упрощает проблему с перевозкой с остальной территории России. Однако сколько гектаров лесных угодий потребуется освоить предприятию, чтобы обеспечить себя местным сырьм, руководство «Лесобалта» умалчивает.

pen 2461299 1280Но кое-что можно прикинуть по уже известным цифрам. Например: в месяц «Лесобалт» перерабатывает 200 вагонов леса. В год — 2 400. Емкость одного вагона — около 40–50 кубических метров. Итого: 96 000 кубометров леса минимум. А за типичный 2007 год, например, всеми видами вырубки (включая санитарные и на дрова) в области было заготовлено 354 тыс. кубометров, из них в главное пользование — 76 тыс.

Это — на всех рубщиков, всех лесовладельцев, сколько их у нас есть! Интересно, надолго ли хватит калининградских лесов этому самому «Лесобалту»? Или вот еще: а у нынешних арендаторов и владельцев лесных угодий (а они уже на 80% поделены) их делянки «Лесобалт» выкупать будет или экспроприирует в порядке революционной целесообразности?

Ну, и в качестве вишенки на торте: согласно докладу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, в 2017-м в регионе вырубили 398 гектаров леса, а посадили — 174. И эта тенденция сохраняется и посейчас. А ведь на место лесов у нас приходят болота…

И все-таки я бы не стал все валить на «Лесобалт»… Ошибка, сдается, была заложена изначально, еще при Маточкине. Мы развивали, что развивалось, заводили промышленность, какую получалось, а потом гонялись за Москвой и требовали от нее льгот.

А надо было ставить вопрос наоборот: мы — российский эксклав, работающий в особых условиях. И какую промышленность нам развивать, должна решать Москва, ибо это ей придется потом давать льготы и дотации. Так вот, чтобы не жалко было, чтобы с максимальной пользой для страны…

Ну, примерно как в советское время: было решено, что область военная и рыбодобывающая — и практически вся промышленность региона была заточена именно под армию и рыбфлот. И проблемы наших производств были проблемами союзных министерств.

В конце концов, за удовольствие иметь территорию в центре Северной Европы и крепость под сердцем у НАТО надо платить. И не только нам!