На взгляд обывателя-34

Течет ручей, течет ничей

Утешьтесь, господа читатели: надежда умирает последней. Порой она умирает даже дольше, чем водоемы. Это я о судьбе озера, которое называется Ялтинским прудом, и надежде на его возрождение. Что, кстати, неправда (это про название): сие бывшее озеро теперь уже и не озеро, и даже ни разу не пруд — Ялтинское нынче только заготовка для болота.

ozeroА пруд, чтоб вы знали, это (если верить «Википедии»)  «искусственный водоем для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы (прудовое рыбное хозяйство) и водоплавающей птицы, а также для санитарных, противопожарных и спортивных потребностей».

Ну, согласитесь, что Ялтинское в его нынешнем состоянии ни одному из перечисленных выше предназначений не отвечает. Хотя солдат химзащиты здесь тренировать можно — по курсам «Преодоление загазованных территорий» и «Первичная дегазация местности»

Я вот почему про это бывшее озеро вспомнил: сравнительно недавно власти города официально заявили, что жителям прилегающих к оному водоему улиц придется жить с болотом еще несколько лет, поскольку разработка проектной документации по его очистке  завершится через год-два. А уж когда начнется сама работа — бог весть.

Ну, ладно — не будем вспоминать, что мэрия обещала начать очистку озера одновременно с застройкой его берега, из-за которой, если помните, начались чуть ли не столкновения окрестного населения с властями: в конце концов, пора уже и привыкнуть, что умение держать свое слово — это не про нашу горуправу.

Хотя тогда и застройщик, некая компании «Грандстрой», и лично ее глава г-жа Е. Уварова  неоднократно и громогласно клялись, что как только, так сразу, или даже на час раньше… Ну — в крайнем случае — на полчаса позже! И даже специальный красочный план застройки тиражировали — с заполненным хрустальной водой бассейном на месте бывшего озера.

ozero rucheyА теперь г-жа Уварова вспоминает о своих бывших обещаниях так: «На нас действительно пытались наложить обременение, но есть водный закон, в соответствии с которым озеро, находящееся на естественном водотоке, относится к федеральным объектам. Поэтому озером не моглм распоряжаться ни мы, ни Александр Ярошук. Также я считаю, что прудом должен заниматься “Водоканал”».

То есть тогда, когда надо было развешать по ушам горожан водоросли из Ялтинского, ни в мэрии, ни в «Грандстрое» ничего о водном законе не знали, а как только начали застройку берегов озера, так сразу и прозрели. Случайно, видимо, на Водный кодекс наткнулись!

Хотя если вдуматься, то определенный резон в словах госпожи Уваровой есть. Ибо очистка озера (как и многих других городских озер) абсолютно очевидно складывается из двух частей: собственно очистки ложа и содержимого водоема и приведения в порядок тех водотоков, которые в него впадают.

Практически все городские водоемы когда-то были проточными. А дальше — не совсем как в школьной задаче: вытекает из озер далеко не все, что в них втекает. Многое из того, что впадает в водоем, оседает на дно, и именно этот осадок превращает его в вонючее болото.

К слову сказать, давным-давно довелось мне в нашем облархиве увидеть что-то вроде карты подземных вод Кенигсберга — где какие ручьи, где водоносные слои, откуда собирается в них вода и куда потом течет…

ozero stokiИ что интересно — за многие годы ни один застройщик не поинтересовался, где именно он строит дом: не передавливает ли и не загораживает ли он какие потоки, а если да, то куда потом эта вода начнет вытекать. Или что после его строительства в городе пересохнет, а где начнет заливать подвалы или образуется болото.

Все это к тому, что вычистить озеро Ялтинское — это не самая большая часть работы: подобная методика неплохо отработана на Верхнем. Но результат известен: городской купальней, как когда-то, то озеро так и не стало.

И понятно — почему: город грязь из Верхнего самосвалами вывозил, а она ежедневно, ежечасно и ежеминутно в него снова втекала через добрый десяток полузаброшенных тайных и явных водостоков. Думается, что и Ялтинское тоже питается не только ручьем Гагаринским.

К тому же многие водостоки в Ялтинское (те, которые из сравнительно чистых) обмелели или забиты — и объем поступающей воды не способен ни промывать дно озера, ни обеспечивать водообмен, достаточный, чтобы она не застаивалась.

Впрочем, подождем, пока мэрия родит обещанный проект очистки, и будем надеяться, что Ялтинское до этого светлого дня доживет.