Остров Калининград
Почему-то вдруг вспомнилось:
«Ветер по морю гуляет/И кораблик подгоняет;/Он бежит себе в волнах/На поднятых парусах/Мимо острова крутого,/Мимо города большого…»
Ну, и так далее.. Это, если помните, из «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Великий был поэт, на века вперед видел… Есть много версий, где располагался сказочный Буян, и, пожалуй, только одна версия того, где находится остров, на котором царил Гвидон: на запад от великого «царства славного Салтана» (ведь купцы в сказке шли мимо Буяна к Салтану прямо на восток).
А вот и то сообщение, что меня на эти странные мысли натолкнуло: «Президент России поручил проработать предложения, озвученные губернатором Калининградской области Антоном Алихановым в ходе заседания Государственного совета 26 декабря: “У нас практически 100 % объектов капитального строительства в мелиоративном комплексе находится в неудовлетворительном состоянии, и нам крайне необходимы средства для того, чтобы приводить эту систему в порядок”, — сказал Антон Алиханов»
Воистину — божьи жернова мелют верно, но медленно. Общественность начала бить тревогу по поводу состояния мелиоративной системы области еще при Горбенко и била оную вплоть до Алиханова, но впустую. Какие-то деньги для легкой поддержки штанов давали — но не более того.
А между тем на древних картах Самбийский (ныне более известный как Калининградский) полуостров числился островом! Можно, конечно, списать это на плохое развитие в древности географии, но более разумно все-таки не думать о предках так плохо, особенно если вспомнить, что почти треть области — польдер, т.е. находится ниже уровня моря. Если представить себе польдерные зоны залитыми водой, то они сомкнутся с Инстручем, Аграпой и Прегелем — и вот тебе остров!
И это вовсе не научная фантастика и даже не фэнтези. Помнится, ветераны области рассказывали, что когда после войны здесь были созданы колхозы, чьи поля намного превышали бауэрские, было решено, что распространенная в регионе неглубокая вспашка вызвана именно этим — присущей фермерскому способу ведения хозяйства чересполосицей.
Не по-советски как-то! Ну и вспахали от души… Прямо поперек мелких дренажных канавок, разнеся вдребезги всю дренажную сеть из керамических трубок, проложенных неглубоко под поверхностью почвы. А потом несколько лет лихорадочно восстанавливали что могли — а то ни в поле выйти, ни по проселку проехать.
А ведь это только небольшую часть дренажа нарушили, практически не тронув те самые 100% объектов капитального строительства, которые сейчас, по словам губернатора, находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.
Ну, и еще одна история: работал тут, в области, один ученый-историк, раскопки проводил. И заметил он как-то, что почва области сложена как бы слоями: слой суши, слой бывшего дна моря, снова суша, снова дно моря…
Привез он из Москвы специалиста по таким делам, и пришли они к выводу, что с определенной периодичностью подпочвенные воды в регионе резко поднимаются и тогда Калининградский полуостров вполне может стать островом.
Дело это не слишком уж неизвестное: Каспийское море, например, периодически то резко усыхает, то столь же резко подымается — и ученые до сих пор толком не понимают почему. Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!
Хочется верить, что при строительстве мелиоративной системы в Восточной Пруссии (а она у нас до сих пор немецкая) немцы предусматривали и такой вариант, но это если она полностью действующая, а если «100 % объектов капитального строительства в мелиоративном комплексе находится в неудовлетворительном состоянии», то это как-то сомнительно.
И все равно: это здорово, что наши мелиоративные проблемы попали в повестку дня госсовета, плохо только, что никто не знает, когда начнется этот подъем вод — через год или через сто лет и когда окончательно развалится сегодняшняя система мелиорации.
А Путин пока предложил проработать одно предложение Алиханова: «проблему невыделенных земельных долей, которая препятствует вовлечению в хозяйственный оборот области порядка 50 тыс. га» сейчас заболоченных или близко к тому земель.
Дело, конечно, важное, и лед, несомненно, тронулся. Но ледоход обычно сопровождается наводнением, и не пришлось бы нам выделять эти земельные доли на шельфе Балтийского моря!