На взгляд обывателя-43

Заход с хвоста

Есть такая поговорка: «Дуракам закон не писан; если писан, то не читан; если читан, то не понят; если понят — то не так!» Думается, коли убрать нетолерантное слово «дурак» (скажем, заменить его на «экономист»), то это будет вполне адекватное описание многих извивов нашей экономической мысли.

Например, вы никогда не замечали, что вполне элементарное утверждение: «Спрос рождает предложение» у нас довольно часто воспринимается именно с хвоста — «Предложение рождает спрос». А когда спрос не появляется, то все очень удивляются.

BoosВ соцсетях это сплошь и рядом: «У нас закрыли завод. Требуем немедленно его открыть!» При этом нужна ли кому продукция этого завода, а также есть ли в данной местности рабсила, электроэнергия, сырье и вообще какова у этого завода логистика (то, с чего следовало бы начинать) — это как-нибудь потом, если руки дойдут.

А теперь от общего к частному. У нас в области такой заход с хвоста — явление нередкое. Особенно им грешил в свое время губернатор Боос — достаточно вспомнить предлагаемые им металлургический и дирижаблестроительный заводы.

Мол, построим эти гиганты — а потом будем думать, зачем и куда девать то, что они производят. Но если бы только Боос! Тем более что у него хватило ума от своих идей отказаться. Но вот вам совершенно свежий пример — порт в Пионерском.

Нет, сначала (невзирая на социализм) все было по капиталистическим прописям. Типа — есть задача выйти на океанический лов. Для этого требуется Х судов, столько-то для них стоянок, столько-то инфраструктуры для ремонта и снабжения при такой-то уже имеющейся портовой инфраструктуре… И появляются ПБОРФ и Пионерский порт.

Однако когда СССР развалился и стало ясно, что рыболовство во всех океанах и в прежнем советском объеме уже не возвратится, это в первую очередь ударило по именно по ПБОРФ и Пионерскому порту — слишком уж сильно город был заточен на своих рыбаков (собственно, кроме них в Пионерском ничего и не было).

yacht 802319 1280Вот тут и произошел уже привычный для нас заход с хвоста: «А давайте построим на месте старого порта новый? Глядишь, будет кто проходить мимо — да и зайдет сдуру!» Хотя, конечно, были и более серьезные обоснования: мол, шляются вдоль калининградских берегов флотилии яхт и круизных лайнеров.

А не заходят они к нам потому, что им зайти некуда. Логика почтальона Печкина: «Я почему такой злой был? У меня велосипеда не было!» Ну, или по Пушкину: «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»: мол, не проходите мимо, посетите историческую и ландшафтную жемчужину Балтики, город Пионерский!

И никто даже не посчитал, а сколько на самом деле тех лайнеров и яхт проходят мимо Пионерского, и никто не озаботился культурной и туристической программами, способными заинтересовать этих проплывающих мимо людей.

Иными словами, все тот же заход сзади: вот порт построим — глядишь, кто-нибудь и зайдет. Глядишь, кто-нибудь зайдет — а мы, глядишь, и придумаем, зачем они это сделали! Но тут выясняется, что такой логикой отличаются только наши чиновники…

Даже если они продавили строительство порта в Пионерском через Москву вообще и через Росморпорт в частности. А вот бизнес прекрасно понял, что никакой острой необходимости в этом порте нет. Ибо одно дело, когда за проектом стоят хотелки чиновников, и совсем иное — когда на плечи давит суровая экономическая потребность.

PionСудите сами: в декабре 2017 года некая компания «Больверк» заключила госконтракт с ФГУП «Росморпорт» на строительство морского терминала в Пионерском на сумму 7,4 млрд рублей в срок до 31 октября 2019 года. Компания получила аванс 3,63 млрд рублей.

И сорвала все сроки — на сегодня фактическая готовность объекта составляет лишь 27%, а подрядчик выполнил работ на 2,052 млрд рублей. Понятное дело, что «Росморпорт» возмутился, расторг контракт с «Больверком» и выставил продолжение работ на аукцион.

И вот результат (сообщение СМИ): «“Росморпорт” не смог найти подрядчика даже для сохранения недостроенного порта в Пионерском в осенне-зимний период. На открытый аукцион с начальной суммой 407 млн рублей никто не заявился».

Впрочем, не будем расстраиваться: поближе к купальному сезону обязательно найдется фирма, чьи работники согласятся отдохнуть на море. Но вот будут ли они более ответственными, чем сотрудники «Больверка», — это вопрос. Ибо помните солдата из сказки про кашу из топора?

Вряд ли он стал бы так упорно доставать хозяйку, если бы не знал, получится ли у него каша и будет ли ее кто-нибудь есть. Одно дело — когда кушать хочется, и другое — когда любопытно, что получится. Разные это стимулы…