Триумф сборной Франции на чемпионате мира по футболу для некоторых комментаторов стал поводом высказаться об этническом происхождении футболистов. И некоторые высказывания прозвучали откровенно расистски.
Одной из первых отметилась в "Инстаграме" звезда российского телевидения и бывший депутат Мария Кожевникова.
"Сборная Франция, если так ее можно назвать, состоит из Кимпембе , Манданда, Нзонзи , которые родом из Демократической Республики Конго, Дембеле из Мавритании, Сидибе и Канте из Мали, Умтити и Мбаппе из Камеруна, Погба из Гвинеи, Толиссо из Того, Матиюди из Анголы, Менди из Сенегала , Фекир из Алжира" [орфография сохранена], — заявила женщина.
Экс-депутат от "Единой России" не отреагировала на волну критики и не сбавила тон.
"Если бы они были белыми, вам даже не пришло бы в голову искать, откуда они или их предки. Правильно?" — задаются вопросом её подписчики.
Блогер Илья Варламов в ответ не только вспомнил о многонациональном составе сборной СССР в 1971 году в матче против Франции, но и не поленился перечислить места рождения футболистов нынешней французской команды.
- Уго Льорис (родился в Ницце, Франция);
- Бенжамен Павар (родился в Мобёже, Франция);
- Рафаэль Варан (родился в Лилле, Франция);
- Люка Эрнандес (родился в Марселе, Франция);
- Поль Погба (родился в Ланью-Сюр-Марн, Франция);
- Н'Голо Канте (родился в Париже, Франция);
- Блез Матюиди (родился в Тулузе, Франция);
- Антуан Гризманн (родился в Маконе, Франция);
- Килиан Мбаппе (родился в Бонди, Франция);
- Оливье Жиру (родился в Шамбери, Франция);
- Самюэль Умтити (родился в Камеруне, переехал во Францию, когда ему было 2 года).
Совсем другой подход у американского профессора права и эксперта по исламофобии Халеда Бейдуна, который призвал относится к команде "справедливо".
"Дорогая Франция, поздравляю с победой в ЧМ. 80% команды — африканцы, так победи же расизм и ксенофобию. 50% — мусульмане, дай бой исламофобии. Африканцы и мусульмане обеспечили тебя вторым Кубком мира, вознагради их справедливо", — написал он в "Твиттере".
Многих комментаторов удивил призыв Бейдуна. Как и Илья Варламов, многие заметили, что игроки являются гражданами Французской республики.
"Эти люди представляют французскую команду, ничто другое не имеет значения. Хватит разделять народ", — пишет пользователь M.G.
Сам Макрон, наблюдавший за финалом в Москве на стадионе "Лужники" лично поздравил сборную, а позже подчеркнул, что верен идее равенства граждан страны.
"Нам важно, чтобы каждый нашел свое место в соответствии со своими достижениями и талантами. Это записано в нашей конституции, и это один из наших фундаментальных принципов. Что-то идет не так, если в зависимости от цвета кожи или фамилии у равных талантов неравные шансы", — отметил восьмой президент Пятой республики.
Не менее рады за национальную сборную и французские правые.
Лидер антииммигрантской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен испытывает гордость за футболистов. Хотя еще 20 лет назад ее отец Жан-Мари Ле Пен, тогдашний лидер партии, заподозрил темнокожих футболистов в незнании "Марсельезы".
"Игроки этой сборной создают позитивный образ Франции. Я не разделяю французов по расовому признаку. Я просто отделяю воров и мошенников от честных людей, которых я всегда буду защищать", — выcказалась политик в телеинтервью в среду.
Между тем, гражданство — краеугольный камень политической системы Пятой республики. Оно предполагает наличие у граждан равных политических прав, свобод и обязанностей.
Поскольку все (кроме одного) члены сборной родились на французской территории и все без исключения — граждане республики, они таковыми и воспринимаются во французском обществе.
Победа объединила французское общество, и это стало отдельной темой для комментаторов. Так, финансовый аналитик Симон Роблен заметил, что сам от себя не ожидал интереса к футболу.
"В такие моменты единства Франция, которая выигрывает, протягивает руку Франции, которая "выиграла". Почему бы не признать, что помешательство, которое мы наблюдаем, свидетельствует о существовании запасов коллективной энергии, о которых никто и не подозревал?"
"Футбол был народной игрой... Нам нужно снова найти то, что и в политике было бы источником радости для всех", — считает аналитик.